Проект отвечал задаче создания комплекса средств нейтрализации атомных подводных лодок на рубежах, превышающих дальность пуска ракет.
В начале 60-х годов прошлого века туполевцы, не дожидаясь официального задания, приступили к проектированию на базе серийного Ту-95 дальнего самолёта "142" (Ту-142, "ВП"), вооруженного средствами борьбы с подводными лодками. Самолёт рассматривался как составная часть комплекса, способного автономно решать задачи борьбы с подводными лодками. Правительственное постановление по Ту-142 появилось 28 февраля 1963 года. ОКБ поручалось спроектировать и построить на основе Ту-95РЦ дальний противолодочный Ту-142 с поисково-прицельной системой "Беркут-95" и набором средств поражения подводных лодок.
Первый опытный Ту-142 построили на Куйбышевском авиационном заводе к лету 1968 г. 18 июня экипаж лётчика-испытателя И.К.Ведерникова совершил первый полёт. В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в опытную эксплуатацию в строевые части авиации ВМФ и начали повседневную работу по отслеживанию подлодок вероятного противника. А 14 декабря 1972 года комплекс Ту-142 официально приняли на вооружение авиации ВМФ.
По материалам книги В.Г.Ригманта "Самолёты ОКБ А.Н.Туполева"