75 лет назад, 5 апреля 1950 года, под руководством Антона Антоновича Гирко был совершён полёт с аэродрома Чкаловский на Северный полюс двух самолётов Ил-12 с двумя буксируемыми планерами Ц-25 П.В. Цыбина.
Посадка была раздельной (планеры приземлились самостоятельно) и была выполнена в 300 километрах от Северного полюса в районе дрейфующей станции «Северный полюс-2». Затем самолёты сели на ледовый аэродром, забрали планеры и отбуксировали их в Красноярск. А седьмого апреля самолеты Ил-12Д с буксируемыми ими планерами выполнили пролёт на высоте 400 метров над Северным полюсом.
После выполнения задания, 11 мая 1950 г. транспортные самолеты Ил-12Д с буксируемыми планерами Ц-25 вернулись на тульский аэродром Мясново.
В перелёте участвовали лётчики Александр Харитошкин и Василий Родин, планеристы Алексей Фролов, Вадим Шмелёв – всего 21 человек, включая десантников.
В аэросцепках требовалась большая слётанность буксировщиков и планеристов – не допускалось не только превышение, но и снижение планера за самолётом, поскольку планер мог перевести буксировщик в пикирование, или же заставить «Ил» задрать нос, что грозило потерей скорости и сваливанием
Начало многолетней успешной эксплуатации самолетов ОКБ Ильюшина в северных широтах было положено 6 мая 1948 года, когда группа из трех самолетов Ил-12 под командованием майора Ивана Севастьянова выполнила первую посадку на Северном Полюсе
В экспозиции Центрального музея ВВС представлен самолёт Ил-12 с заводским №30218. Полковник А.А. Гирко выполнял полёты на данном самолёте в марте 1948 года, что отражено в формуляре летательного аппарата.