27-го октября открылась новая выставка «75 лет Армейской авиации ВКС России».
Датой основания армейской авиации принято считать 28 октября 1948 года, когда в подмосковном Серпухове сформировали 1-ю учебно-тренировочную эскадрилью вертолётов, оснащённую первыми машинами Г-3. В СССР на то время (1946-1947 гг.) под руководством И. П. Братухина также были построены такие вертолёты как Г-4, Б-5, Б-9, Б-11. Первых пилотов отбирали из числа участников Великой Отечественной войны. Первоначально вертолётную эскадрилью считали исключительно вспомогательным подразделением и применяли её с целью проведения воздушной разведки, транспортировки почты, установления связи между подразделениями, координации артиллерийского огня, и т. д. Но уже в послевоенных вооруженных конфликтах в Афганистане (1979-1989), Таджикистане (1992-1997), Северном Кавказе и др. был раскрыт их потенциал в качестве боевых и разведывательных «комплексов».
Первый этап развития армейской авиации охватывает период с 1951 по 1971 года, когда в ОКБ М. Л. Миля и А. С. Яковлева были разработаны программы создания вертолётов лёгкого, среднего и тяжелого классов. Были приняты на вооружение вертолёты Ми-1, Ми-4, Як-24, Ми-6. Формирование в составе ВВС структуры, оснащённых вертолётами, продолжалось вплоть до 1971 года. В эти годы зародилась тактика применения вертолётов, и произошло становление армейской авиации.
Второй этап длился с 1971 по 1990 год. В эти годы был создан самостоятельный род войск ВВС СССР «Армейская авиация», как одно из основных средств авиационной поддержки и обеспечения сухопутных войск.
Третий этап продолжался с декабря 1990 года по 2003 год. При этом подразделения и части армейской авиации находились в составе Сухопутных войск и стали называться «Авиацией Сухопутных войск». Авиация СВ могла применяться как в боевых действиях совместно с различными силовыми структурами страны, так и выполнять мирные задачи, связанные с МЧС и др. ведомствами. В 1993 году название «Армейская авиация» вернули.
Четвертый этап развития наступил в 2003 году, когда армейская авиация была передана из СВ обратно в ВВС, которые с 2015 года и по настоящее время входят в состав ВКС РФ.
На настоящем этапе армейская авиации является высокомобильным ударным средством вооружённой борьбы и выступает как одно из основных средств достижения в локальных войнах и конфликтах. Современная армейская авиация – это важнейшая составляющая боевого потенциала Воздушно-космических сил. Так, за 1979-2017 года званий Героя Советского Союза и России были удостоены 35 вертолётчиков АА: за участие в боевых действиях в Афганистане, ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, контртеррористических операциях на Северном Кавказе и антитеррористической операции в Сирии.
В 2022-2023 годах за мужество и героизм, проявленные при выполнении задач специальной военной операции на Украине, высокое звание Героя России было присвоено уже 11 офицерам Армейской авиации.
За массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом армейской авиации в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооружённых конфликтов, Указами Президента Российской Федерации присвоены почётные наименования «гвардейских»:
11 июля 2022 года – 17-й бригаде армейской авиации;
27 апреля 2023 года – 16-й бригаде армейской авиации;
9 мая 2023 года – 55-му Севастопольскому ордена Кутузова отдельному вертолётному полку;
25 августа 2023 года – 18-й бригаде армейской авиации.
На сегодняшний день, из 20 лётчиков – Героев России, участников СВО, 11 принадлежат к армейской авиации.