Леонид Игнатьевич Беда, выдающийся советский военный лётчик.
Родился 16 августа 1920 года в селе Новопокровка (ныне Узынкольского района Костанайской области, Казахстан). В 1936 году окончил 7 классов школы, в 1940 году - Уральский учительский институт и аэроклуб в городе Уральск. В армии с августа 1940 года. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (г. Оренбург).
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Сражался на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Был пилотом, старшим пилотом, заместителем командира и командиром эскадрильи, помощником командира полка. Участник Сталинградской битвы, освобождения Украины, Крыма, Белоруссии, Литвы, наступательных операций в Восточной Пруссии и Польше.
После окончания авиационной школы молодой лейтенант получил назначение в 568-й штурмовой авиационный полк, позже — в 505-й штурмовой авиационный полк, который в марте 1943 года был преобразован в 75-й гвардейский. Именно в составе этой части Беда прошёл путь от Сталинграда до Восточной Пруссии, став легендой авиации.
Его первое боевое крещение состоялось на Сталинградском фронте — ключевом участке войны, где решалась судьба всей страны. Здесь, в небе над Волгой, Леонид проявил невероятную стойкость уже во втором вылете. 13 сентября 1942 года, возвращаясь после удара по железнодорожному узлу противника, его штурмовик Ил-2 был атакован четырьмя истребителями Me-109. Лётчик сражался в одиночку: его машина была одноместной и без воздушного стрелка. Несмотря на полученные ранения — пулями в левую руку и бок, — Беда довёл изрешечённый самолёт до линии фронта, посадив его «на брюхо» в поле. После осмотра техники механики насчитали в фюзеляже и крыльях 380 пробоин.
Одним из самых драматичных эпизодов стал бой 7 апреля 1944 года. Во время атаки на аэродром Курман-Кемельчи (Крым) самолёт Беды был подбит. Он совершил вынужденную посадку прямо возле вражеских позиций. Когда к месту аварии устремились немецкие мотоциклисты и бронетранспортёр, лётчик и его воздушный стрелок Семён Романов подожгли машину и приготовились к последнему бою. Но их не оставили однополчане: штурмовик под управлением молодого лётчика Александра Береснева пошёл на посадку. Беда втиснулся в кабину стрелка, а Романов — в смотровой люк, уцепившись снаружи. Под огнём врага самолёт с двумя спасёнными героями взлетел и вернулся на базу.
При освобождении Севастополя Беда со своим ведомым Анатолием Брандысом в севастопольской бухте уничтожил немецкий корабль, который должен был увезти из Крыма в Германию различные военные и государственные ценности. Нужно было остановить его любым путем. С этой задачей не смогла справиться бомбардировочная авиация, слишком плотно прикрывали транспорт зенитки и истребители. Задачу решили два штурмовика. Чтобы немцы их не обнаружили, они заходили со стороны солнца, наводили тень самолета на цель и пикировали по солнечному лучу. Их обнаружили только на выходе из пикирования. Корабль был уничтожен.
К апрелю 1944 года совершил 109 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Беде Леониду Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
За последующие 105 боевых вылетов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Беда Леонид Игнатьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда». Всего за годы войны Леонид Беда совершил 214 боевых вылетов.
После завершения Великой Отечественной войны Леонид Игнатьевич Беда остался в строю. В 1950 году Беда окончил Военно-воздушную академию в Монино, а в 1957 году —Военную академию Генерального штаба. Он служил на должностях командира дивизии, заместителя командующего и командующего воздушной армией, командующего авиацией Белорусского военного округа.
Его труд и заслуги были отмечены множеством наград, в том числе орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и рядом иностранных наград. В 1971 году ему было присвоено звание Заслуженного военного лётчика СССР.
Леонид Беда жил в Минске. Он погиб 26 декабря 1976 года в автомобильной катастрофе на территории Брестской области. Беда похоронен на Восточном кладбище в Минске, где установлен памятник.