2 октября 1939 года состоялся первый полёт ЦКБ-55, прототипа советского штурмовика Ил-2, созданного ОКБ-240 (С. В. Ильюшина).
Это самый массовый боевой самолёт в истории авиации, их было выпущено более 36 тысяч штук.
В период между мировыми войнами в ряде стран предпринимались попытки создать самолет-штурмовик, способный избирательно поражать наземные цели с малых высот в условиях активного огневого противодействия. Однако успехом они не увенчались, т.к. проектировались по принципу «навешивания» брони на готовую машину и в результате та получалась тяжелой, с летными данными, которые никого устроить не могли.
В преддверии Второй мировой войны задача создания штурмовика стала для советских ВВС особенно актуальной, поскольку вероятные противники располагали крупными бронетанковыми соединениями.
В 1938 году С. В. Ильюшин выступил с предложением создать самолет, у которого броня была бы не «навесной», а работающей как основной элемент самой конструкции. Он был спроектирован и построен в двух опытных экземплярах, получивших заводское обозначение ЦКБ-55 и военное БШ-2.
Первые полеты обоих летчик-испытатель В.К. Коккинаки произвел соответственно 2 октября и 30 декабря 1939 года.
Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси, мощным вооружением и обтекаемым бронекорпусом, в котором находились жизненно важные части машины: мотор, кабина экипажа, бензиновые и масляные баки.
Однако по требованию ВВС штурмовик переделали в одноместный, поскольку его собирались применять только в сопровождении истребителей. Срочное возвращение к двухместному варианту пришлось осуществлять уже во время войны - оно было продиктовано жестоким боевым опытом: незащищенность задней полусферы сделала штурмовики весьма уязвимыми от атак немецких истребителей и наша авиация несла неоправданно большие потери. Как боевое оружие Ил-2 оказался исключительно эффективным. Аналогичного самолета не имела авиация ни одной другой воюющей страны.
Экспонируемый в ЦМ ВВС самолет был изготовлен в октябре 1942 года и участвовал в боевых действиях в составе 243-й штурмовой авиационной дивизии.
При возвращении с боевого задания 30 декабря 1942 года на поврежденном истребителями противника штурмовике летчик М. Федоров произвел вынужденную посадку на фюзеляж в торфяном болоте Невний Мох Новгородской области, где самолёт и был обнаружен в 1977 году, доставлен в Москву и восстановлен, вместе с еще одним поднятым из болота сбитым Ил-2, в ОКБ имени С. В. Ильюшина. Восстановление мотора АМ-38 выполнил коллектив предприятия «Салют».
После участия в съемках фильмов «Особо важное задание» (Мосфильм) и «Ты должен жить» (Ленфильм) Ил-2 15 августа 1980 году был передан музею.