28 февраля 1943 года первый полёт совершил Як-3, советский одномоторный самолёт-истребитель ОКБ-115 (им. А. С. Яковлева).
Летом 1942 года в боях под Сталинградом у противника были замечены истребители FW-190, значительно превосходившие советские самолёты по скорости, скороподъёмности и вооружению. Яковлев понимал, что его самолёт Як-1 срочно нуждается в модернизации. Требовался истребитель, способный на равных конкурировать с последними модификациями немецких самолётов.
Опытный вариант Як-3 назывался Як-1М. «Площадь крыла нового самолета уменьшили до 14,5 метра вместо 17,5 у Як-1. Тяжелые деревянные лонжероны крыла заменили легкими дюралевыми, остальной каркас крыла и его обшивку оставили деревянными. Коренным образом улучшили аэродинамику. Выступающие из обводов самолета и увеличивающие его вредное сопротивление водяной и масляный радиаторы, фонарь кабины летчика были облагорожены. Маслорадиатор разместили в крыле, водяной радиатор предельно утопили в фюзеляж, костыльное колесо также в полете убрали в фюзеляж и т. д.», - писал в своей книге «Цель жизни» Александр Яковлев.
Як-1М был построен в двух экземплярах — № 1 и «Дублёр». Постройка экземпляра № 1 завершилась 15 февраля 1943 года, а заводские испытания проходили с 28 февраля по 7 июня 1943 года (лётчик П. Я. Федрови, инженер М. А. Григорьев).
В войсках Як-3 пользовался уважением — этот легкий и маневренный истребитель (кстати, самый легкий истребитель своего времени) ни в чем не уступал самым современным модификациям германских Bf. 109 и Fw. 190 на любых высотах, и превосходил по горизонтальной маневренности и скорости набора высоты.
В боевых условиях истребитель был впервые во время Львовской наступательной операции в июне 1944 года, затем принял участие во всех операциях заключительного этапа войны и оставался на вооружении вплоть до появления серийных реактивных истребителей.
На истребителях Як-3 воевала эскадрилья «Нормандия-Неман», состоящая из советских и французских летчиков. После войны летчики вернулись в Париж на своих истребителях, которые советское правительство подарило Франции. Один из них сейчас находится во французском Музее авиации и космонавтики (Musée de l'Air et de l'Espace) в парижском пригороде Ле-Бурже.