27 марта 1956г. экипаж во главе с летчиком-испытателем М.Галлаем совершил на новой машине 3М первый полёт.
Параллельно с созданием стратегического бомбардировщика М-4, на котором 20 января 1953г. экипаж во главе с летчиком-испытателем Ф.Опадчим совершил первый полёт, ОКБ-23 разрабатывало 3М - модификация М-4 с увеличенной дальностью полёта.
Двигатели АМ-3А были заменены на ВД-7, которые при тяге в 11000 кГс, что на 26% больше, чем у предшественника, имели и меньший на 25% удельный расход топлива, да и по весу были легче. Аэродинамическое качество самолета возросло за счет установки нового крыла увеличенного размаха и горизонтального оперения с улучшенными характеристиками без поперечного V, начиная со второй машины — с управляемым переставным стабилизатором. Объём топлива также был увеличен, в том числе за счет подвесных баков: два дополнительных бака подвешивались в бомбоотсеке (при бомбовой нагрузке меньше максимальной) и еще два (сбрасываемых) под крылом между двигателями.
В результате всех изменений дальность полета 3М по сравнению с предшественником увеличилась на 40%. С одной дозаправкой, подвесными баками и при одинаковой с М-4 бомбовой нагрузкой дальность полета превышала 15000 км, а продолжительность составляла более 20 часов. Это дало возможность использовать его в качестве межконтинентального стратегического бомбардировщика.
3М был принят на вооружение и запущен в серийное производство вместо бомбардировщика М-4. В 1959г. экипажи Н.Горяйнова и Б.Степанова установили на нем 12 мировых рекордов высоты полета и грузоподъёмности, в том числе подъема с 10т на 15 317м, а на 2 км был поднят груз 55220кг. В таблице мировых рекордов самолет зарегистрировали под обозначением «201М».
В том же году экипаж летчика-испытателя А. Липко установил еще семь мировых достижений скорости полёта пo замкнутому маршруту с различной загрузкой. С 25т была достигнута скорость 1028км/ч. Зарегистрированным в ФАИ под названием «103М» был бомбардировщик М-4, оснащенный двигателями ВД-7.
Вот имена и фамилии участников полётов, давших девятнадцать мировых рекордов: летчики Б.Степанов, Б.Юмашев, А.Липко, Ю.Юмашев, штурманы В Севостьянов, В Милютин, бортрадисты И.Рыхлов, Л.Гусев, ведущие инженеры В.Кузовлев, И.Каргин, помощники ведущих инженеров А.Охрытков, А.Монин, В.Колосов, бортмеханики А.Иксанов, В.Глушков.
Очередная модификация самолета ОКБ В.М. Мясищева вышла в связи с постановлением правительства СССР от 1 августа 1958 г., предписывающим создать самолет-ракетоносец на базе самолета 3М.
На нём установили боле совершенное оборудование, улучшили аэродинамику самолёта. Внешне он отличался удлиненной, заостренной носовой частью фюзеляжа со штангой на конце, что улучшило обтекаемость машины. Силовая установка состояла из четырех более экономичных двигателей ВД-7Б. После совместных испытаний было принято решение о замене в серийном производстве самолёта 3М самолётом 3МД.
Всего было построено 90 самолетов 3М всех модификаций, считая опытные. В связи с международными договорами часть самолетов 3М переоборудовали в самолеты-заправщики.
С поступлением на вооружение нового стратегического бомбардировщика 3М часть выпущенных М-4 переоборудовали под заправщики М-4-2. Со временем и оставшиеся машины переделали в летающие танкеры.
При эксплуатации 3М возникли серьезные проблемы, связанные с двигателями ВД-7: их межремонтный ресурс не удавалось довести до уровня двигателя РД-3М-500А - он оказался существенно ниже. Поэтому приходилось часто менять двигатели с целью выполнения на них регламентированного ремонта. Пока решались проблемы с ВД-7 на бомбардировщик установили двигатели РД-3М-500А, те же, что и на М-4 - самолет получил обозначение “3МС”. Характеристики относительно 3М ухудшились, но были все же лучше, чем у М-4. В частности, дальность полета без дозаправки в воздухе составляла 9400км.
Проблемы с ВД-7 разрешились созданием модификации ВД-7Б. Но ценой этого явилось снижение тяги до уровня РД-3М-500А - 9500кГс. Ресурс двигателя хотя и был увеличен, и увеличивался в дальнейшем вплоть до конца их выпуска в 1967г., но так и остался меньше, чем у РД-3М-500А. При общем ухудшении характеристик самолета 3М с ТРД ВД-7Б, получившего обозначение 3МН, дальность его полета благодаря экономичности двигателей была на 15% больше, чем у 3МС.
По внешнему виду самолеты 3МС и 3МН отличались друг от друга только капотами двигателей. Так, на капотах ВД-7 сверху имелись зарешеченные люки для выпуска в атмосферу горячего воздуха из компрессора (из-под лент перепуска). В полете также можно было различить эти самолеты: двигатели ВД-7 оставляли заметный дымный след.
За время эксплуатации было потеряно лишь четыре самолета ЗМ (два самолета-заправщика погибли в результате столкновения в воздухе в 1992 г.).
При сокращении численности стратегических бомбардировщиков 3М различных модификаций часть их переоборудовали в летающие танкеры для дозаправки топливом в воздухе оставшихся на вооружении ударных самолетов 3М, Ту-95 и др. Таким образом на смену заправщикам М-4-2 пришли летающие танкеры 3МС-2 и 3МН-2, отличавшиеся друг от друга в основном двигателями и связанными с ними коммуникациями.
За создание самолетов М4 и 3М Мясищеву в 1957г. было присвоено звание Героя Социалистического труда, ему и ряду основных сотрудников были присуждены Ленинская и Государственная премии. ОКБ-23 было награждено орденом Ленина. Его сотрудникам выданы дачные и садовые участки, было увеличено жилищное строительство для сотрудников ОКБ. Все это воодушевляло коллектив и его руководителей на новые исследования и достижения.
Закончили производить машину в 1960 году. Всего за четыре года было выпущено 90 самолетов М3 всех модификаций, 3М, 3МД, 3МЕ, 3МН, 3МР, 3МС, 3МН-2, 3МС-2, 3М-5, ВМ-Т"Атлант"(3М-Т) и М-29. В эксплуатацию машина поступила в мае 1957 года. Эксплуатация закончена в 1994 году. На сегодня ВВС России не использует ни одного самолета ОКБ-23.
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ М-4 И ЗМС |
||||
Тип самолета |
М-4 |
ЗМ |
ЗМС |
ЗМД |
Размах крыла, м |
50,53 |
53,14 |
53,14 |
53,14 |
Длина самолета, м |
47,67 |
51,70 |
51,70 |
51,80 |
Масса пустого, кг |
79 700 |
74 430 |
75 740 |
76 800 |
Максимальная взлетная масса, кг |
184 000 |
202 000 |
192 000 |
192 000 |
Масса боевой нагрузки, кг |
18 000 |
24 000 |
24 000 |
24 000 |
Нормальная посадочная масса, кг |
— |
105 000 |
105 000 |
105 000 |
Максимальная скорость, км/ч |
930 |
940 |
925 |
925 |
Практический потолок над целью, м |
12 250 |
12 150 |
— |
— |
Практическая дальность полета (с 5000 кг бомб), км |
8100 |
11 850 |
9400 |
10 950 |
Практическая дальность полета с одной дозаправкой, км |
— |
15 400 |
12 400 |
13 600 |