Знаменательные даты

Знаменательные даты в истории авиации

Исполняется 80 лет со дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. С 1995 г. – День воинской славы России.

В летопись войны Курская битва вошла как важнейший этап на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. Битва под Курском останется в веках не только как символ непобедимой мощи нашего государства и его Вооруженных Сил, но и как памятник передовой советской военной науке.

В успешном завершении Курской битвы важную роль играла советская авиация. Именно от господства в воздухе нашей авиации во многом зависел успех планируемых операций фронтовых соединений. К началу сражения группировка нашей авиации под Курском состояла из 16-й воздушной армии Центрального фронта, 2-й воздушной армии Воронежского фронта, 5-й воздушной армии. Кроме того, привлекались 17-я воздушная армия Юго-Западного фронта, часть сил авиации дальнего действия и ПВО страны. Наша авиация превосходила авиацию противника в истребителях в 1,8 и штурмовиках в 9 раз. Гитлеровскому командованию удалось создать превосходство лишь в дневных бомбардировщиках (2,4:1). Зато наша авиация абсолютно превосходила врага в ночных бомбардировщиках. С учетом сил 5-й воздушной армии (470 самолетов) общее превосходство еще более возрастало.

Основными задачами авиации являлись:

– уничтожение авиации противника в воздушных боях;

– уничтожение танков, артиллерии и мотопехоты врага действиями штурмовой и бомбардировочной авиации;

– воспрещение подхода резервов к району сражения;

– прикрытие войск на поле боя непрерывным патрулированием истребителей;

– поддержка войск при нанесении контрударов;

– ведение воздушной разведки.

Грамотное планирование боевых действий авиации способствовало организованному использованию авиационных соединений, облегчало управление авиацией и давало возможность сосредоточить основные усилия воздушных армий на выполнение главных задач. В штабах воздушных армий много внимания уделялось взаимодействию с сухопутными войсками, между воздушными армиями, с истребителями ПВО страны, авиацией дальнего действия, а также базированию авиации.

Большая работа проводилась по дезориентации противника. Только в одной 2-й воздушной армии было оборудовано 17 ложных аэродромов, на которых установлено 158 макетов.

Координацию действий авиационных объединений осуществляли командующий Военно-Воздушными Силами Красной Армии маршал авиации А. А. Новиков и его заместители – генералы Г.А. Ворожейкин и С.А. Худяков.

В период контрнаступления авиация совершила 90 тыс. вылетов, из них около 50% на поддержку наступающих войск и 31% на борьбу за господство в воздухе. Враг потерял за это время до 2200 самолетов. В контрнаступление под Курском были привлечены значительные силы авиации.

Под Курском участвовали шесть воздушных армий, насчитывавших более 5000 самолетов (с учетом привлеченных соединений 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта). Как правило, основным средством поражения живой силы и техники врага являлись фугасные бомбы (ФАБ-100 и ФАБ-50). Эффективно были применены кумулятивные противотанковые бомбы весом 1,5 кг. Они являлись новым средством поражения танков противника с воздуха. В контрнаступлении широко использовалась авиация дальнего действия. Она привлекалась к участию в авиационной подготовке, а также наносила удары по тылам противника с целью срыва железнодорожных перевозок. В битве под Курском советская авиация непрерывно поддерживала главные силы сухопутных войск. Говоря о ее действиях на этом этапе войны, маршал авиации С.А. Красовский с полным основанием отмечает: «…Советские Военно-воздушные силы успешно и наиболее полно решили сложный комплекс задач, начиная от завоевания и удержания господства в воздухе и кончая участием в преследовании разгромленных войск врага и борьбой с его оперативными резервами. С этой точки зрения Курская битва явилась важнейшим этапом в развитии форм и методов оперативно-тактического применения советской авиации».

В целом Курская битва предопределила крах пресловутой «воздушной стратегии» фашистской Германии. Наши военно-воздушные силы уничтожили 3700 самолетов врага. О масштабах боевой деятельности советской авиации, напряженности борьбы говорит следующий факт: за период обороны и контрнаступления она произвела почти в 3 раза больше боевых вылетов, чем американская авиация за весь 1943 год. Советская штурмовая и истребительная авиация, сбросив на войска врага около 20 тыс. т. бомб, нанесла ему огромные потери в живой силе и технике.

В Центральном музее Военно-воздушных сил экспонируется выставка “80 лет участия Военно-воздушных сил Красной Армии в Курской битве (июль-август 1943 г.)”, посвящённая этой круглой дате. Ознакомиться с выставкой посетители могут в зале-ангаре 6 “Б” музея.


Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Центральный Музей военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, пгт Монино,
ул. Музейная, д.1

Приёмная
+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник