26 июля - первый полёт нашего самолёта УТИ МиГ-15В июле этого года исполняется 69 лет одному из наших экспонатов - самолёту УТИ МиГ-15 (изделие СТ ) с бортовым номером 03. Самолёт, имеющий заводской номер 22013, был построен на предприятии п/я 231 в г. Харькове. Первый его полёт состоялся 26 июля 1954 г., пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Доценко Ф.Ф., а 31 июля самолёт был принят в эксплуатацию.В августе 1954 г. самолёт поступил во 2-й полк Харьковского ВВАУЛ (810 уап), расположенный в г. Чугуеве, где пробыл до ноября.С ноября 1954 г. по ноябрь 1957 г. самолёт эксплуатировался в 396 отдельном авиационном полку особого назначения на аэродроме Монино.
Одной из главных задач полка было переучивание руководящего состава ВВС на реактивную технику. В этом полку на нашем самолёте летали: дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик Беда Л.И., дважды Герой Советского Союза Мыхлик В.И., Герои Советского Союза Бородачёв В.И., Горегляд Л.И., Лавейкин И.П., Лихобабин И.Д., Пахомов А.К., Трещёв К.М.С ноября 1957 г. по апрель 1967 г. самолёт эксплуатировался в различных подразделениях ГК НИИ ВВС, в том числе в авиапарке 3-го Управления НИИ ВВС и на 705-й авиабазе НИИ ВВС. Самолёт привлекался к проведению различных испытаний. На нем устанавливалась дополнительная регистрирующая аппаратура. В ноябре 1960 г., согласно решению ГК ВВС и председателя ГКАТ от 2 апреля 1960 г., на самолёте были сделаны изменения в топливной, масляной, основной и бустерной гидросистемах. Кроме того, на месте прицела установлен прибор-указатель невесомости БИН-2 и акселерометр А-8, установлена испытательная аппаратура и датчики, с лафета снято вооружение и установлено испытательное оборудование.В июле 1962 г., согласно приказу ГК ВВС №0178 от 17.06.1962, в самолёте произвели замену приборной доски второй кабины. Снята доска с плоскостным координографом, приборами ЭКДП-2М и АМК-02. Установлена электрофизиологическая аппаратура Фиалка с блоком питания и датчиком перегрузки.Не все полёты проходили гладко. 27 сентября 1966 г. в полёте произошло разрушение лопаток турбины и остановка двигателя. Лётчик-инструктор Справцев А.Г. смог посадить самолёт. После обследования конструкции на самолёте были заменены двигатель, топливный бак №3 (пробит оборвавшимися турбинными лопатками) и основные стойки шасси. В НИИ ВВС на нашем самолёте летали: дважды Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель СССР лётчик-космонавт Береговой Г.Т., Герои Советского Союза лётчики-испытатели Андреев В.М., Антипов Ю.А., Котлов В.С., Кувшинов Л.М., Мазурин Ф.М., Николаев А.Ф., Серегин В.С., заслуженные лётчики-испытатели СССР Горовой Г.А., Есиков А.С., Захаров Н.П., Курашов Л.Н., Лаврентьев С.А., Фадеев Л.Н., Шипицин А.Л.В апреле 1967 г. самолёт был передан в 839 отдельный учебно-тренировочный полк, занимавшийся тренировкой космонавтов. В дальнейшем этот полк был переименован в 70-й Отдельный испытательный тренировочный авиационный полк особого назначения имени Героя Советского Союза В.С. Серёгина. Как следует из справки, подписанной в 1974 г. командиром полка полковником Лавровым, на самолёте выполнялись полеты с лётчиками-космонавтами Гагариным, Сарафановым, Севастьяновым, Волыновым, Дёминым, Николаевой-Терешковой, Поповичем, Береговым, Шаталовым, Николаевым, Феоктистовым, Елисеевым и другими.В марте 1970 г. после очередного (третьего) ремонта, проведённого на АРЗ в г. Чугуеве, самолёт снова был передан во 2-й полк Харьковского ВВАУЛ (810 уап), где и закончил свою лётную жизнь. Последний полёт, который состоялся 5 мая 1973 г., выполнил лётчик Вовк А.Налёт самолёта за все время эксплуатации составил 873 час 48 минут, выполнено 2454 посадки.