Знаменательные даты

Знаменательные даты в истории авиации

Это был один из первых таранов Великой Отечественной войны.
Информация о данном таране подтверждается не только документами из архива 124-го ИАП, но и немецкими данными о потерях, а также сохранившимися воспоминаниями экипажа сбитого немецкого самолета. Этот воздушный бой произошел в районе аэродрома Высоко-Мазовецк, на котором базировались все боеспособные подразделения 124-го истребительного авиаполка.
Накануне войны Кокорев был переведен на должность командира звена не так давно сформированного 124-го ИАП. Весна 1941 года принесла полку перемены. В апреле 1941 года авиаполк был выведен из состава 11-й ИАД и переброшен с аэродрома Минск (Мачулищи) на аэродром в Белостоке, где был включен в состав 9-й САД. Почти одновременно с самим перебазированием, личный состав истребительного авиаполка начал перевооружение на новейшие истребители МиГ-1 и МиГ-3.
Стоит отметить, что всего по состоянию на 1 июня 1941 года в пяти западных военных округах насчитывалось 4727 истребителей, в том числе 77 МиГ-1 (исправных машин 55) и 845 МиГ-3 (исправных машин — 786). При этом подготовленных пилотов на МиГ-3 было меньше, чем самолетов. МиГ-3 был неплохим самолетом, но по своему амплуа — это был высотный истребитель-перехватчик. Своих лучших характеристик по показателям маневренности он достигал на высоте более 6 тысяч метров, а максимальную скорость в 640 км/ч развивал на высоте 7 тысяч метров. В то же время уже с началом Великой Отечественной войны стало понятно, что основные воздушные бои происходят на средних и малых высотах, на которых МиГ-3 уже не мог похвастаться ни своей скоростью, ни маневренностью, что стало одной из причин больших потерь данных самолетов в воздушных боях лета-осени 1941 года.
На 22 июня 1941 года полк, в котором служил Дмитрий Кокорев, располагался на двух аэродромах — Высоко-Мазовецк и Ломжа. При этом именно в Высоко-Мазовецке были дислоцированы все боеготовые подразделения авиаполка, которые уже были перевооружены на истребители МиГ-3. Всего в части насчитывалось 82 летчика.

124-й полк был поднят по боевой тревоге примерно в 2 часа ночи 22 июня и был приведен в полную боевую готовность согласно поступившей Директиве № 1. Примерно в 04:20 на аэродром Высоко-Мазовецк был совершен первый налет бомбардировщиков противника.
Командир звена Дмитрий Кокорев взлетел в составе десятки истребителей МиГ-3 в 05:10. В оперативной сводке за номером «1» штаба полка говорится о том, что самолеты противника сумел атаковать лишь младший лейтенант Кокорев, который в итоге сбил один Ме-110, при этом, согласно выписке из журнала боевых действий полка, он сбил вражеский самолет тараном. После изучения донесений о потерях и истории немецкой бомбардировочной эскадры KG 2 выяснилось, что противниками летчиков 124-го ИАП 22 июня 1941 года были экипажи бомбардировщиков Dо 17Z из состава штабной эскадрильи, при этом, по словам немцев, воздушный бой произошел в 04:15 по берлинскому времени (соответственно, в 5 часов 15 минут по Москве).
Таким образом можно утверждать, что молодой советский летчик успешно таранил именно Dо 17Z.
После совершения тарана Кокорев бился с врагами в небе Москвы и Ленинграда, совершив более 100 боевых вылетов и записав на свой счет 5 сбитых самолетов противника. Он погиб 12 октября 1941 года под Ленинградом, в боевом вылете по сопровождению бомбардировщиков Пе-2. 9 октября 1941 года было подписано постановление о награждении отважного летчика орденом Красного Знамени, в том числе и за воздушный таран, который он совершил ранним утром 22 июня, однако эту награду летчик получить уже не успел.
Военное обозрение https://topwar.ru/97099-dmitriy-kokorev-letchik-sovershivshiy-odin-iz-pervyh-taranov-velikoy-otechestvennoy.html
https://warspot.ru/3414-dmitriy-kokorev-geroy-22-iyunya-1941-goda
Краткая история 124-го ИАП. ЦАМО, Ф. 124 ИАП, оп. 621169, д. 1
Оперативные сводки 124-го ИАП. ЦАМО, Ф. 124 ИАП, оп. 199799, д. 1.
Ulf Balke. «Der Luftkrieg in Europa 1939–1941». Weltbild Verlag GmbH, Augsburg 1997.
Трагедия 1941. Причины катастрофы. Начальный период войны в документах контрразведки.Военно-исторический сборник – Москва: «Яуза-Эксмо», 2008
Жукова Л. Н. Выбираю таран – Москва: «Молодая Гвардия», 2005

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Центральный Музей военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, пгт Монино,
ул. Музейная, д.1

Приёмная
+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник