Полет выполнил И.И.Кульнев
Летом 1913 года на заводе Щетинина начались первые работы по гидросамолетам. Начались они почти случайно. Морской летчик, капитан Д.Н.Александров разбил летающую лодку «Donnet-Leveque» («Доннэ-Левек»), несколько разнотипных экземпляров которой, купленные во Франции в 1912-1913 годах, эксплуатировались в морской авиации Балтийского флота. По-видимому, полет Александрова, закончившийся аварией, был им произведен с нарушением каких-то формальностей и ему угрожало взыскание, которого можно было избежать, отремонтировав самолет и тем вернув казне убыток.
Александров обратился на Русско-Балтийский вагонный завод. Там за ремонт запросили 6 500 руб., на заводе Лебедева — 6000 рублей. Такая цена была Александрову не по средствам. Тогда он обратился на завод Щетинина. Здесь Д.П.Григорович, по совету заведующего чертежным бюро Андрея Николаевича Седельникова, уговорил Щетинина отремонтировать самолет бесплатно, но при этом изучить его для дальнейших работ по летающим лодкам, к которым собирались приступить. С Александрова взяли для приличия 400 рублей и самолет ему отремонтировали. Поскольку нос лодки был разбит совершенно. Д.П.Григорович восстановил его по своим соображениям, сделав более килеватым. В общем получилась лодка «Доннэ-Левек», но с изменениями. Она исправно летала и Александров благополучно вернул ее Морскому ведомству.
По чертежам гидросамолета «Доннэ-Левек», выполненным с натуры при его восстановлении с некоторыми изменениями. Д.П.Григорович осенью 1913 года построил свою первую летающую лодку М-1 (Морской — первый). Корпус был на один метр короче, чем в «Доннэ-Левек», кроме того, Д.П.Григорович изменил профиль крыльев, сделав его более близким к профилю «Фармана-ХVI». Нос лодки был сделан килеватым, днище на редане — вогнутым, за реданом — слабо килеватым, высота редана по бортам была около 200 мм, по оси — 80 мм. Двигатель — «Gnome» в 50 л.с. Площадь и форма крыльев были в общем сохранены. Коробка крыльев точно так же помещалась над корпусом лодки на трехногих кронштейнах высотой около 160 мм, сваренных из стальных труб.
14 июня 1914 года (по новому стилю) выпускник Севастопольской авиашколы лейтенант И.И.Кульнев совершил первый испытательный полет на русской летающей лодке М-1. Уже 6 июня после полетов в Либаве лейтенанта И.И.Кульнева самолет официально занесли в списки казенного имущества, обозначив его Щ-1 по названию завода С.С.Щетинина, т.е. гидроплан имел двойное обозначение — М-1 (Щ-1). Летающая лодка М-1 летала в общем удовлетворительно, но требовалась ее дальнейшая доработка, повышение ее летных качеств.
Служба аппарата оказалась недолгой и продолжалась до 2 декабря 1914 года. В тот день, или даже несколько раньше, лейтенант А.А.Тучков, возглавлявший Воздухоплавательное отделение Морского Генерального штаба и желавший научиться летать, оторвался от воды на 2-й авиастанции в Кильконде, что на острове Эзель, и взял курс на маяк Фильзанд, около которого развернулся назад и пошел по ветру на высоте 30-40 м. Заходя у базы на посадку против ветра, на вираже он потерял скорость, скользнул на левое крыло, стал падать и задел землю правой верхней плоскостью. Самолет ударился о грунт под углом 45°, находясь вверх днищем, и совершенно разбился. Его и мотор списали за счет казны, а неудачливый пилот-практикант остался, по счастью, жив, несмотря на ранения. Машину не восстанавливали.