советский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления, разработанный в ОКБ имени О. К. Антонова.
Создавался как замена Ту-126. Первоначально планировалось создать самолёт на основе имеющихся транспортных машин: Ан-12, Ан-32, Ан-72. Однако позже было принято решение о создании машины на базе Ан-72
Требования к самолету ставились очень жесткие, а сроки были предельно сжаты, предполагалось создать летательный аппарат, не уступающий в характеристиках американскому Е-2С. Использование такого самолета оказало бы значительную поддержку советской авиации при решении тактических боевых задач.
По оценке институтов министерств обороны и авиационной промышленности использование Ан-71 при выполнении тактических задач способствует повышению боевой эффективности истребительной авиации в 2,5 3 раза. Также воздушное судно может применяться и в невоенных целях, таких как ретрансляция информации о воздушной обстановке, опознавание воздушных и надводных объектов, управление воздушным движением в неосвоенных районах, проведение поисковых операций.
Всего на двух Ан-71 было выполнено 767 полетов (1030 летных часов). В конце 1990 года программа Ан-71 была приостановлена ввиду отсутствия финансирования.