17 августа 2025 года Центральный музей Военно-воздушных сил распахнет свои двери для посетителей новой, захватывающей экспозиции
Посвященная истории развития легкой авиации в СССР и России, экспозиция "Учебные и спортивные самолеты, вертолеты и реактивные двигатели" станет настоящим подарком для всех любителей неба. Музей ВВС приглашает всех желающих посетить новую экспозицию и прикоснуться к легендам советского и российского авиастроения.
В ангаре №7, расположенном на открытой площадке музея, будут представлены отреставрированные экспонаты: 14 учебных и спортивных самолетов, 6 многоцелевых вертолетов и более 30 реактивных двигателей.
Один из экспонатов, находящихся в ангаре №7, — «летающий тренажер», легендарный учебно-тренировочный самолет УТ-2.
Середина 1930-х годов – время, когда Советский Союз спешно ковал воздушный щит страны. Колоссальную роль в этом деле играли аэроклубы, а основную массу курсантов представляла молодежь. И когда курсанты заканчивали знакомиться с теорией и переходили к практике, то их ждал учебный самолет. Применялся один из двух типов – У-2 или УТ-2. Первые были наиболее массовыми: бипланы конструкции Николая Поликарпова отличались простотой управления и возможностью полета с очень невысокой скоростью, что идеально соответствовало требованиям к учебной машине. Неудивительно, что этих самолетов успели выпустить свыше 33 тысяч! У-2, позднее переименованный в По-2, стал настоящей «летающей партой» для нескольких предвоенных и военных поколений советских летчиков и успел застать даже послевоенное время: он эксплуатировался до середины 1950-х годов.
Самолет УТ-2 предназначался уже не для первоначальной летной подготовки, а для оттачивания навыков пилота. Он был более скоростным, поскольку выросла скорость машин, поступавших на вооружение ВВС и оснащение Гражданского воздушного флота. За штурвал УТ-2 пересаживались те курсанты, которые уже получили опыт и учебных, и самостоятельных полетов на У-2 и заслужили право управлять более быстрым и норовистым самолетом.
Принятие на вооружение советских ВВС скоростного истребителя И-16 потребовало создания учебно-тренировочной машины для подготовки его пилотов. Учебный биплан У-2 не годился на эту роль из-за своей малой скорости и слишком простого пилотирования, совершенно не похожего на управление довольно «строгим» и не прощавшим ошибок И-16. К тому же У-2 не мог выполнять все фигуры высшего пилотажа, доступные истребителю.
За разработку более современного «летающего тренажера» взялся молодой, но уже известный авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, просла¬вившийся благодаря своим весьма удачным легким спортивным самолетам под маркой АИР.
Главной проблемой было отсутствие в СССР авиационного двигателя, более мощного, чем стоявший на У-2 пятицилиндровый М-11, но менее дорогого, тяжелого и громоздкого, чем девятицилиндровый М-25, который ставили на И-16.
Яковлеву пришлось разрабатывать самолет на базе пятицилиндрового двигателя М-11, стоявшего на У-2, а повышения летных характеристик добиваться путем скрупулезного улучшения аэродинамики. Проект, получивший обозначение АИР-10, предвестник УТ-2, был готов к концу 1934 года. Это был свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с неубирающимися стойками шасси в элегантных каплевидных обтекателях.
11 июля 1935 года летчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский впервые поднял машину в воздух. Полет завершился благополучно. Уже на следующий день АИР-10 участвовал в показе новой авиатехники, на котором присутствовали И.В. Сталин. Самолёт показал неплохие летные характеристики, и стал победителем Всесоюзного кругового перелета учебно-спортивных самолетов 1935 года. На испытаниях АИР-10 достиг скорости в 210 км/ч, то есть на 60 км/ч больше, чем максимальная скорость У-2 с тем же двигателем. Это была серьезная заявка на успех, расчет Яковлева на аэродинамическое совершенство его проекта полностью оправдался.
Вариант самолета с мотором М-11 приняли к производству. Под названием УТ-2 (учебно-тре¬нировочный - второй) его стали выпускать сразу пять заводов. Вместо 150-сильного М-11Е на серийных машинах устанавливались 110-сильные М-11М и М-11Г, что несколько снизило летные данные, но эти двигатели имелись в массовых количествах, были просты и хорошо освоены техническим персоналом.
К началу 1940-х годов УТ-2, получил широкое распространение в качестве связного и учебного самолета. Самолет УТ-2 хорошо проявил себя в тех случаях, когда требовалась срочная доставка курьеров и различных докумен¬тов. Многие части и соединения Красной Армии имели при штабах эти машины для осуществления оперативной связи.
Также УТ-2 в течение всей войны активно использовался для последующей подготовки летчиков, прошедших начальное обучение на У-2, и для вос¬становления летных навыков авиаторов, возвращавшихся в строй после ранений.
Массово УТ-2 производился в 1938—1948 годах.
Всего выпущено 7243 самолёта.