Анонсы и события

Важнейшие события из жизни музея

 

В Центральном музее Военно-воздушных сил, в зале 6 «Б», открылась новая выставка «130 лет со дня рождения советского авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина».

Имя выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина стало известно в 1930 гг. ХХ века. В истории отечественного самолётостроения это время было отмечено бурным развитием всех видов авиационной техники. Одарённый мальчик появился на свет 18 марта 1894 г. в д. Дилялево Вологодской губернии в семье крестьянина-бедняка Владимира Ивановича и Анны Васильевны Ильюшиных. Сергей стал самым младшим из одиннадцати детей. Поэтому трудиться и учиться ему пришлось с малолетства. В земскую школу Сергей пошёл в селе Березники, что в двух с половиной километрах от Дилялево. Мальчишке нравились математика, география, русский язык, а читать он научился ещё в шесть лет. В 1906 г. Сергей окончил школу и у него начались скитания по России в поисках заработка. Пришлось наниматься чернорабочим на фабрику Яковлева в г. Костроме, на фабрику Горелина в г. Ивано-Вознесенске, трудиться на заводах «Невский» и «Тентелевский».

В 1910 г. Сергей оказался в столице - г. Петербурге, где устроился работать землекопом на Коломяжский ипподром, приспособленный под аэродром. Там то подростку и довелось наблюдать за выступлениями первых российских авиаторов-воздухоплавателей - С.Уточкина, М.Ефимова, Л.Мациевича, В.Лебедева. И тогда он «заболел небом»! В 1912 г. подрядился табельщиком на постройке Амурской железной дороги. Позже работал помощником машиниста экскаватора на Балтийском судоремонтном заводе в г. Ревель (ныне - г. Таллин, Эстония). В годы Первой мировой войны (1914-1918) С.В.Ильюшина призвали в армию. Служить пришлось солдатом в Управлении Вологодского воинского начальника. Летом 1917 г. Сергей Владимирович смог сдать экзамен на права пилота, окончив солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба. В Гражданскую войну, в 1919 г., поддержавшего Советскую власть С.В.Ильюшина, назначили авиамехаником, военкомом 6-го авиационного поезда-мастерских 6-й, затем Кавказского авиационного поезда-мастерских 9-й Кубанской и Отдельной Кавказской.

В 1921 г. С.В.Ильюшин получил направление в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 8 августа 1922 г. - Академия Воздушного Флота им. Н.Е.Жуковского). Среди её слушателей была популярна постройка учебных планеров. И Сергей Владимирович впервые начал конструировать планеры собственной конструкции: «Мастяжарт» (1924), «Рабфаковец» (1924), «Москва» (1925). Как молодой специалист, он встал у истоков Всесоюзных планерных слётов, которые начали проводить под эгидой Осовавиахима в Крыму, в Коктебеле, и возглавлять Технический комитет, оценивавший состояние планеров. В 1926 г. Сергей Владимирович окончил академию и был назначен председателем самолётостроительной секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии. В это время он стал активным сотрудником журнала «Самолёт». В 1931 г. талантливого инженера поставили во главе Конструкторского бюро ЦАГИ. В 1933 г. было создано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В.Р.Менжинского. Его начальником назначили перспективного С.В.Ильюшина.

В 1935 г. бригада Сергея Владимировича была преобразована в Опытное конструкторское бюро (ОКБ) авиазавода № 39 им. В.Р.Менжинского, где он в 41 год становится главным конструктором. С.В.Ильюшин был бодр, успел поработать на ответственных постах, ценим руководством и готов творить. Дальнейшая биография Сергея Ильюшина лучше всего иллюстрируется линейкой самолётов, созданных в ОКБ под его руководством. В 1935 г. в небо поднялся первый серийный дальний бомбардировщик ОКБ Ильюшина - ДБ-3, который впоследствии был серьёзно модернизирован и получил индекс Ил-4. Самолёт был революционным для своего времени: впервые в отечественной школе авиастроения конструкторы добились совмещения в одном бомбардировщике высокой скорости и большой дальности полёта. На модификациях этого самолёта в предвоенные годы были совершены три рекордных дальних перелёта, в двух из которых участвовал легендарный лётчик- испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Конструктор и пилот верили в самолёт, получивший надёжные двигатели.

Бомбардировщики ОКБ-3 С.В.Ильюшина ДБ-3С, ДБ-3Т, ДБ-3М, ДБ-3Ф (Ил-4) принимали активное участие в советско-финляндской (1939-1940) и Великой Отечественной войнах (1941-1945). Уже 8 августа 1941 г. экипажи майора Щелкунова В.И., капитанов Крюкова Н.В. и Тихонова В.Г. на самолётах Ил-4 совершили налёты на столицу фашистской Германии – г. Берлин и другие её города. В феврале 1941 г. на вооружении ВВС РККА был принят легендарный самолёт-штурмовик Ил-2. За свою огневую мощь у советских воинов он получил необычное прозвище «горбатый» или «летающий танк», а германские пехотные и моторизованные части называли его «чумой», «чёрной смертью», «мясником» или «мясорубкой». Этой воздушной машине довелось стать самым массовым военным самолётом в мировой авиационной истории (всего было выпущено 36183 экз.). До сих пор она считается одной из лучших боевых машин своей эпохи. Не случайно один из английских генералов писал: «…Россия выпотрошила немецкую армию. И Ил-2 был одним из наиболее важных хирургических инструментов».

В апреле 1944 г. свой первый полёт совершил новый штурмовик Ил-10 (выпущено 5000 экз.). Он стал последним серийным «боевым детищем» С.В.Ильюшина периода Второй мировой войны. Поршневой Ил-10 достойно проявил себя и в войне в Корее (1950-1953). В ходе Великой Отечественной войны Сергею Владимировичу заслуженно присвоили воинское звание генерал-лейтенанта итс (1944). В конце войны на его груди красовались звезда Героя Социалистического Труда, 4 ордена Ленина, 2 - Красного Знамени, ордена Суворова 1-й и 2-й ст., Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Более 40 лет сотрудники Ильюшинского бюро работали, руководствуясь «Краткой памяткой конструктору», а их девизом были слова Генерального конструктора: «Темп, темп и ещё раз темп!». Сергей Владимирович был немногословен, но он умел щедро делиться с подчинёнными своими знаниями, при этом оставаясь сдержанным и увлечённым. В мирное время ОКБ С.В.Ильюшина занялось созданием пассажирских самолётов. «Моя мечта - чтобы воздушные корабли были заняты только мирным делом», - говорил С.В.Ильюшин. Не случайно его будущие средне- и дальнемагистральные пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-62, Ил-76 и Ил-86 по праву стали флагманами «Аэрофлота» СССР.

В быту Сергей Владимирович любил природу. Его часто можно было встретить на рыбалке в Подмосковье, где в тишине он отдыхал и набирался творческих сил для работы над следующим поколением самолётов. Эстафету своих дел ему довелось передать многим ученикам и своим сыновьям. Старший из них - Владимир Сергеевич (1927-2010), окончив Военно-воздушную инженерную академию им. проф. Н.Е.Жуковского, стал военным инженером в ОКБ П.О.Сухого, Заслуженным лётчиком-испытателем СССР, Героем Советского Союза. Про Сергея Владимировича его коллега, авиаконструктор А.И.Микоян сказал: «Ильюшин - это целая эпоха в гражданском послевоенном самолётостроении, эпоха, вобравшая все современные качества авиации - скорость, высоту, простоту конструкции, надёжность в эксплуатации и комфорт». Трудовой и жизненный путь С.В.Ильюшина - депутата Верховного Совета СССР (1937-1970) был отмечен Золотой авиационной медалью ФАИ, Ленинской премией (1960), Государственными премиями СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971), 8-ю орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2-мя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й ст., Трудового Красного Знамени, 2-мя орденами Красной Звезды, медалями. У Сергея Владимировича Ильюшина осталось много учеников и последователей. Создавая своё КБ, он всегда окружал себя молодыми, начинающими специалистами - их называли «ильюшинской гвардией». Они составляли и продолжают составлять основной костяк бюро. Среди них был его преемник Генеральный конструктор (1970-2005) Генрих Васильевич Новожилов. Он строго хранил и творчески развивал основные традиции «ильюшинской» школы.


Центральный музей
Военно-воздушных сил,
г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1


Приёмная

+7 (496) 250-1189
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Заказ экскурсий (среда - воскресенье)
+7 (495) 786-4412
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Маркетинг (понедельник - пятница)
+7 (995) 785-1909
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Головная организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации

ИНН 7702071990

Режим работы музея

Закрытая экспозиция:

среда ... воскресенье - с 9:00 до 17:45
 

Открытая площадка:

среда ... воскресенье - с 10:00 до 18:45
 
Выходные дни
Понедельник, вторник