Первый двигатель внутреннего сгорания, предназначавшийся для летательного аппарата.
В России в 1870—1874 годах проводилось опытное строительство и испытание воздушных шаров и аэростатов. Однако в высших военных кругах считали, что подобными летательными аппаратами не стоит заниматься. В то же время группа военных, интересующихся воздухоплаванием, следила за развитием этого направления в других странах. Среди них был и О.С.Костович (1851-1916).
Огнеслав Стефанович Костович — автор многих изобретений в различных областях техники. По национальности серб, в юности жил в г. Пешт (Венгрия). Получил неполное техническое образование.
Сначала О.С.Костович работал в торговом флоте, водил каботажные суда. Во время русско-турецкой войны примкнул к русской армии. После окончания войны, сопровождая имущество морского ведомства, 27-летний Костович оказался в России, в Петербурге. Обладая изобретательскими способностями, он увлекся моделями орнитоптера, планера и самолета. Пытался разрабатывать проект самолета в натуральную величину.
Позже О.С.Костович решил, что свой изобретательский талант с большей пользой можно использовать в новом и интересном деле — воздухоплавании.
В декабре 1879 года он предложил проект воздухоплавательного аппарата; его гондола, машина и баллон должны были составлять цельную жесткую систему. Это изобретение было одобрено, аппарат назвали «Дирижабль «Россия».
Для его сооружения нужны были средства, и автор проекта организует паевое товарищество. Когда капитал составил 200 000 рублей, была построена верфь, и Костович начал воплощать в жизнь свое изобретение.
Для конструкции дирижабля нужен был легкий и прочный материал. Костович успешно решил эту задачу — открыл совершенно новый материал арборит (фанеру), разработал технологию его производства, запатентовал и применил для каркаса и других частей дирижабля.
Потребовался также легкий и мощный двигатель. В 1879 году О.С.Костович приступил к разработке двигателя внутреннего сгорания с циклом Отто и применением жидкого легкого топлива.
К 1883 году двигатель был построен, испытания и доводка продолжались до 1885 года. В результате мощность достигла 60—80 л.с. при массе 240 кг.
Это был восьмицилиндровый двигатель с горизонтальным расположением цилиндров, соединенных в две группы по четыре цилиндра. Цилиндры, поршни и некоторые другие детали были выполнены из бронзы. Коленчатый вал, шатуны, коромысла — из стали. Топливовоздушная смесь из карбюратора поступала к впускным клапанам цилиндров по четырем патрубкам через дроссельные краны. Зажигание — электрическое, током низкого напряжения с применением подвижных контактов. Охлаждение цилиндров — водяное. Смазка трущихся поверхностей осуществлялась масленками. Для равномерности хода двигателя использовался маховик больших размеров.
На созданный двигатель О.С.Костович подал заявку и в 1888 году получил «Привилегию». В России это был первый двигатель внутреннего сгорания, предназначавшийся для летательного аппарата. Позднее было построено несколько авиационных двигателей с горизонтальным расположением цилиндров.
Из-за отсутствия средств О.С.Костович не смог до конца собрать дирижабль «Россия». Напоминанием о строительстве этого дирижабля остался двигатель, который с 1977 года хранится в музее ВВС как ценная реликвия истории воздухоплавания и авиации.
Двигатель, находящийся в зале №1, является оригиналом 1889 года. Поступил в музей в 1977 году.