Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Дальний реактивный бомбардировщик Ту-16

Самолет Ту-16 – скоростной бомбардировщик дальнего действия, предназначенный для нанесения ударов по стратегическим объектам противника. В 1948 году в опытном конструкторском бюро А.Н. Туполева началась работа по проектированию и постройке дальнего высокоскоростного реактивного бомбардировщика. Были осуществлены различные варианты проекта, но наилучшим оказался проект “88”. Самолет этого варианта должен был заменить бомбардировщик Ту-4. 27 апреля 1952 года первый опытный экземпляр бомбардировщика “88”, получившего название Ту-16, был впервые поднят в воздух летчиком-испытателем Н.С. Рыбко. Однако самолет не достиг нужной дальности, поэтому А.Н. Туполев и ведущий конструктор самолета Д.С. Марков организовали работы по снижению массы самолета. В 1953 году в Казани начали серийное производство Ту-16, который был легче на 5,5 т по сравнению с первым опытным экземпляром. В строевые части самолет начал поступать в 1954 году, а 1 мая 1954 года девятка Ту-16 прошла над Красной площадью.

Бомбардировщик Ту-16 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Это цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и однокилевым свободнонесущим оперением. Крыло, фюзеляж и оперение конструктивно выполнены в виде отдельных стыкуемых элементов и агрегатов.

Фюзеляж выполнен по схеме полумонокок с работающей обшивкой. Состоит из отсеков: носового фонаря, герметической кабины, переднего отсека фюзеляжа, хвостовой части с бомбовым отсеком и задней герметической кабины.

В передней кабине размещены штурман-навигатор, бомбардир, два летчика, штурман-оператор, управляющий прицелом РБП-4 ММ-П и огнем верхней пушечной установки. В задней кабине – стрелок-радист, управляющий кормовыми пушками и радиолокационной прицельной станцией ПРС-1 “Аргон-1”. Вход в кабины снизу через люки. Для покидания самолета имеются аварийные люки со сбрасываемыми крышками, для летчиков- сверху фюзеляжа, для остальных – снизу. Экипаж защищен от огня истребителей и осколков зенитных снарядов броней, состоящей из металлических плит и бронестекол. Крыло самолета кессонного типа, внутри кессона размещены топливные баки. Задняя часть крыла занята закрылками и элеронами. Закрылки щелевые, выдвигающиеся назад. Элероны с внутренней аэродинамической компенсацией.

Хвостовое оперение однокилевое с рулем поворота и стреловидностью по линии фокусов 42 °. Стабилизатор имеет руль высоты. Шасси выполнено по трехстоечной схеме. Основные стойки, состоящие из тележки с четырьмя колесами, установлены на первой отъемной части крыла и убираются в обтекатели назад по полету. Передняя стойка имеет двухколесную тележку. Хвостовая часть фюзеляжа предохраняется при посадке хвостовой опорой. Под килем размещен контейнер с двумя тормозными парашютами, используемыми при посадке.

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей АМ-ЗС (в дальнейшем РД-ЗМ), разработанные в конструкторском бюро А.А. Микулина. Двигатели крепятся к фюзеляжу, а подвод воздуха к ним осуществляется по каналам внутри корневой части крыла. Их запуск производится от газотурбинного стартера, смонтированного на двигателе. Топливо размещено в 27 фюзеляжных и крыльевых мягких топливных баках. Максимальная заправка – 41400 л.

Управление самолетом двойное, от обоих летчиков. Проводка управления жесткая. Несмотря на большие дозвуковые скорости полета конструкторам удалось выполнить систему управления без бустерной. К системе основного управления подключен автопилот.

Ту-16 – носитель как обычных, так и ядерной бомбы. Для размещения ядерной бомбы бомбоотсек снабжен термоизоляцией, а сам самолет покрывается специальной защитной краской, предохраняющей от светового излучения ядерного взрыва. Ту-16 – носитель как обычных, так и ядерной бомбы. Для размещения ядерной бомбы бомбоотсек снабжен термоизоляцией, а сам самолет покрывается специальной защитной краской, предохраняющей от светового излучения ядерного взрыва. Обычные бомбы массой 5000, 6000 и 9000 кг подвешиваются на балочном держателе, меньших калибров – на бортовых кассетных держателях.

Выпускался серийно в течение 10 лет в в нескольких модификациях. Вслед за чисто бомбардировочным вариантом был разработан носитель ядерного оружия Ту-16А, затем опытный ракетоносец Ту-16КС с управляемыми крылатыми ракетами КС-1, противолодочный самолет Ту-16ПЛ с первой авиационной поисково-прицельной радиогидроакустической системой. Всего было выпущено 1509 самолетов Ту-16 около 50 модификаций. Послужил прототипом первого советского пассажирского реактивного самолета Ту-104.

Ту-16 вошел в историю советской и российской авиации как первый массовый дальний реактивный бомбардировщик. Многие элементы конструкции самолета стали для тяжелых боевых самолетов классическими.

Самолет использовался во время войны в Афганистане, где Ту-16 бомбами калибра вплоть до 9000 кг наносили массированные “ковровые” удары по позициям моджахедов. Также Ту-16 экспортировались во многие страны: Египет, Ирак, Китай, Иран, Индонезия и участвовали в боевых действиях.

Представленный в музее бомбардировщик Ту-16 был изготовлен в 1954 году на самолетостроительном заводе №22 в Казани. Это один из первых серийных самолетов этого типа. В 1955 году Ту-16 передали в НИИ ВВС, где на нем летали до августа 1960 года. 6 августа его перегнали в Монино, на учебную аэродромную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского, а 16 ноября 1967 года передали в музей ВВС. За время эксплуатации самолет налетал 562 часа 48 минут, выполнил 218 посадок. Поддерживается в экспозиционном состоянии не только силами музейных работников, но и специалистами ОАО «Туполев» и волонтерами организации «Фонд содействия музея ВВС». Памятник науки и техники РФ.

Турбореактивный двигатель АМ-3м2
Тяга двигателя, кн (кг)94,6 (9 650)
Экипаж, чел.6
Взлетная масса, кг75 800
Дальность полета, км7 800
Mаксимальная  скорость,  км/час1050
Потолок, м15 000
Вооружение:
– пушка НС-23
– бомбовая нагрузка, кг

7
9 000


18 сентября презентация Аллеи Героев-авиаторов

08.09.2021

Приглашаем всех желающих посетить наше мероприятие. ...
Новый экспонат Ан-26

28.08.2021

Новый экспонат в разобранном виде доставили на открытую площадку ЦМ ВВС на четырех автомобильных тралах. АН-26 Советский ...
Добавь Музею красок!

20.08.2021

  Центральный музей Военно-воздушных сил приглашает жителей Москвы и Московской области принять уч ...
Итоги дня открытых дверей 15.08.2021

17.08.2021

ФЕСТИВАЛЮ «ЧИСТОЕ НЕБО» БЫТЬ 15 августа 2021 года, в День Воздушного Флота России, в Центральном музее ВВС (филиал ...
Передача уникального летального аппарата – многоцелевой летающей лодки Ш-2.

03.08.2021

31 июля 2021 года в рамках празднования 105-й годовщины создания авиации Военно-морского флота в Центральном музее Воен ...
Внимание!!! Внимание!!! Внимание!!!

16.07.2021

                           В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой к ...
Новый конкурс “Космолет будущего”

КОНКУРС! КОНКУРС!Мы рады сообщить о старте ежегодного конкурса детского рисунка.Тема 2021 года - "Космолёт будущего ...
Итоги дня открытых дверей 12 Июня 2021

18.06.2021

    12 июня 2021 года в Музее прошёл День открытых дверей, посвященный Дню России. Музей посетило более 21 тысячи ...
Благодарственное письмо

02.09.2021

 Коллективу ЦМ ВВС было вручено Благодарственное письмо от начальника Генерального штаба Вооруженных С ...