Главная / Самолет Су-2

Самолет Су-2

Су – 2.

ББ-1 — ближний бомбардировщик первый, советский лёгкий бомбардировщик времен Второй мировой войны, КБ авиаконструктора Павла Осиповича Сухого.

В 1936 г. в СССР стартовал конкурс на разработку нового «войскового самолета» под шифром «Иванов», что подчеркивало простоту его конструкции, надежность и неприхотливость в эксплуатации. Новая машина должна была выполнять функции штурмовика, легкого бомбардировщика, скоростного разведчика и даже истребителя сопровождения. Конструкторская работа, получившая заводское обозначение АНТ-51 и «СЗ» («Сталинское задание»), велась под руководством П.О. Сухого. Первый прототип был готов уже через полгода после начала разработки проекта.

25 августа 1937 года Михаил Громов впервые поднял в воздух Су-2.

С 1940 по 1942 года выпускался серийно, было выпущено 893 самолета. Серийные самолеты обозначались ББ-1, а с декабря 1940 г. Су-2.

В ноябре 1941 года Су-2 был модифицирован и получил название Су-4.

Новая модификация бомбардировщика-штурмовика стала выпускаться с мотором М-82 (АШ-82) мощностью в 1400 л. с., с ним скорость самолёта достигала 486 км/ч.

Производство Су-2 и Су-4 было прекращено в начале 1942 года, когда закончились машинокомплекты, эвакуированные из Харькова.

От других советских самолётов данного класса отличался передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины, который позволил успешно использовать эту машину в качестве артиллерийского корректировщика во второй половине Великой Отечественной войны. Для увеличения скорости полёта по первоначальному замыслу Павла Сухого бомбы помещались на внутренней подвеске внутри фюзеляжа. Первоначально предполагалось выпускать самолёт целиком из металла, однако дефицит алюминия в СССР не позволил осуществить это прогрессивное решение. Первые машины имели как железные, так и деревянные детали в конструкции, поскольку катастрофически не хватало металла.

Су-2 был построен по классической схеме. Фюзеляж деревянный, типа полумонокок, снаружи обшитый фанерой. Крыло, стабилизатор и каркас рулей изготавливались из дюраля, обшивка рулей – полотняная, что позволяло экономить металл и облегчать общий вес конструкции. Экипаж самолета состоял из пилота и штурмана-стрелка. Кабина самолета закрыта обтекателем из оргстекла, что обеспечивало прекрасный обзор во все стороны, имела бронирование, отопление. Наличие в кабине штурмана второго комплекта органов управления самолетом упрощало процесс переучивания летчиков, как на Су-2, так и на Ил-2, а также было неоценимым в случае ранения или гибели летчика в бою. Шасси убиралось во внутренние ниши за счет электрогидропривода.

Vмакс — 486 км/ч; Потолок — 8400 м; Дальность полёта — 910 км;
Масса пустого: 3220 кг. Масса снаряжённого: 4700 кг
Двигатель: М-88Б Номинальная мощность: 1110 л. с.

Стрелковое вооружение — 5х7,62-мм пулеметов ШКАС (4 в крыле, 1 на верхней турели). Некоторые модификации машины Су-2 имели в днище люк, который был расположен в кабине штурмана для защиты самолета снизу. Боезапас: 3400 на неподвижные пулемёты и 1500 на подвижный.

Масса бомбовой нагрузки — 400 кг (максимальная — 600 кг) в бомбоотсеке и на внешних бомбодержателях. Подвесное вооружение: 10 НУРС РС-82 или РС-132.

Средством связи была КВ радиостанция типа «Двина», которая располагалась в кабине штурмана. Аэронавигационное оборудование обеспечивало полеты в сложных метеоусловиях.

В ноябре 1941 года Су-2 был модифицирован и получил название Су-4.

Новая модификация бомбардировщика-штурмовика стала выпускаться с мотором М-82 (АШ-82) мощностью в 1400 л. с., с ним скорость самолёта достигала 486 км/ч.

Производство Су-2 и Су-4 было прекращено в начале 1942 года, когда закончились машинокомплекты, эвакуированные из Харькова.

Боевое использование Су-2

Первой частью, получившей Су-2, стал 135-й БАП, сформированный в 1940 г. в Харькове. К моменту нападения Германии на Советский Союз новыми самолетами полностью или частично успели укомплектовать 8 полков. Первыми вступили в бой 2 полка ВВС Одесского военного округа. Уже вечером 22 июня 8 Су-2 бомбили переправы через р. Прут. Действовавшие на Западном фронте 97-й и 43-й БАП (последний — не полностью перевооруженный) вступили в бой 24 июня и к 7 июля 1941 г, потеряв все свои самолеты были отведены для перевооружения.

К началу войны из 82 ближнебомбардировочных авиаполков ВВС Красной Армии

8 полков освоили Су-2 и еще 2 полка не успели получить машин с заводов, но планировали в скором времени начать процесс переучивания. Вблизи границы находилось 195 бомбардировщиков Су-2, из них 132 исправных. В других видах авиации (ВВС ВМФ, авиаподразделениях НКВД) самолеты Су-2 отсутствовали.

В сентябре 1941 г. бои на Юго-Западном фронте вели 6 полков, вооруженных Су-2. На 4 октября в составе ВВС фронта насчитывалось 474 самолета, из них 116 Су-2. Никогда ни раньше, ни впоследствии бомбардировщики этого типа не играли такой важной роли, не были наиболее массовыми самолетами авиации фронта. Тактика Су-2 осенью 1941 г. строилась на действиях небольшими группами по 6-8 самолетов под прикрытием 2-3 истребителей. Из-за низкой облачности самолеты часто бомбили с предельно малых высот. На 25 ноября 1941г. в составе ВВС Юго-Западного фронта еще оставалось 93 Су-2, однако количество исправных машин по сравнению с началом октября уменьшилось до 37.

На Су-2 был совершён единственный известный случай воздушного тарана, совершённого женщиной, — 12 сентября 1941 года пилот, старший лейтенант Екатерина Зеленко на своём Су-2 сбила тараном немецкий истребитель Me-109, отрезав самолёту крыло своим винтом, после чего второй Me-109 сбил её самолёт, который она пыталась после тарана приземлить, лётчица при этом погибла. Штурман-бортстрелок по приказу командира покинул самолёт, выбросившись с парашютом за борт.

Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2, советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести всего 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. При этом средние боевые безвозвратные потери советских бомбардировщиков в 1941 году составили 1 самолёт на 14 вылетов, то есть были в 1,61 раз больше.

Вероятно, последней операцией, к которой привлекли значительное количество полков, вооруженных Су-2, стала Харьковская операция в мае 1942 г.

Казалось бы, ну что могли значить несколько бомбардировщиков Сухого в масштабах фронта в конце 1942 г.? А между тем, в ненастную погоду некоторые экипажи сумели причинить значительный ущерб врагу. В ходе начавшегося в конце ноября контрнаступления наших войск под Сталинградом одиночные Су-2 удачно маскировались в облаках и почти всегда летали без прикрытия истребителями. Экипажи-«охотники» практически без потерь бомбили паровозы, автомашины, аэродромы противника. В одном из вылетов «сушку» по ошибке атаковали краснозвездные истребители, но и они не смогли сбить самолет. Очень ценную информацию о германо-румынских войсках экипажи Су-2 привозили из рейдов в тыл противника на глубину 200 — 250 км.

Однако, уцелевшие Су-2, пройдя неоднократные ремонты, вплоть до начала 1944 г. служили в качестве корректировщиков.

По мнению летнабов, Илы не предоставляли им необходимого удобства работы, но к лету 1943 г. на фронт отправлялись корректировочные эскадрильи только на них. Тем временем, до конца 1943 г. успешно сражались на Су-2 53-я и 54-я каэ, возглавляемые старшими лейтенантами И.И. Касаткиным и А.И. Швецовым (оба — ветераны 52-го бап). Майор Швецов впоследствии сформировал и возглавил 187-й отдельный корректировочно-разведывательный полк, с которым дошел до Победы. Но ни одного Су-2 в строю полка к 1944 г. не сохранилось. По документам 42-й каэ, 27 ноября 1943 г. внезапной атакой немецкого аса из-за облаков был сбит один из последних имевшихся в строю Су-2.

Возглавляемый майором А.С. Куценко 650-й бап (НБАП), стал тринадцатым и последним полком, получивший такие самолеты в августе 1943г, который сражался на Су-2, кроме того, действовали, по крайней мере, 12 разведывательных и корректировочных эскадрилий и 18 звеньев.

В сражении над «Голубой линией» в сентябре — октябре особенно отличились экипажи Су-2 летчиков Н.Н. Малеги и Г.П. Лепаева, с успехом применявшие свои машины ночью. С аэродрома Славянская полк поддерживал наших моряков в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции, нанеся заметный урон транспортным перевозкам противника в Крыму, а несколько последних Су-2 он сдал в январе 1944 г.

Во время Великой Отечественной войны самолет Су-2 широко использовался в военных операциях и показал себя как качественная боевая машина. 27 летчиков были удостоены наивысшей награды – звания Героя Советского Союза.

Павел Осипович Сухой лично распорядился о постройке полноразмерного металлического макета Су-2 по оригинальным чертежам для установки в музейной экспозиции «Оборона Сталинграда» в городе Волгограде. В 1987 г. поступил в Центральный Музей ВВС. В 2010 году этот макет был отреставрирован специалистами компании «Сухой».