Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Первый воздушный таран женщины-летчика

80-лет со дня первого и единственного в мире воздушного тарана, совершённого женщиной-лётчиком старшим лейтенантом Екатериной Зеленко на бомбардировщике Су-2

Су-2 в полете

12 сентября 1941 г. в бою с противником у с. Глинское (ныне – с. Глинск) Роменского района Сумской области (ныне – территория Украины) зам. командира эскадрильи 135-го легкобомбардировочного полка ст. лейтенант Екатерина Зеленко на бомбардировщике Су-2 совершила героический поступок – воздушный таран немецкого истребителя Ме-109.

Ближний бомбардировщик Су-2 с вооружением
Курсант Оренбургской военной школы пилотов и лётчиков-наблюдателей Зеленко Е.И., 1933 г.

Екатерина Ивановна Зеленко родилась 23 февраля 1916 г. в с. Корощине Седлецкой губернии Бельского уезда (Польша). Семилетку девочка закончила в г. Курске. В 1932–1933 гг. училась в авиационном техникуме при Воронежском авиазаводе и одновременно занималась в аэроклубе.

По комсомольской путёвке в январе 1934 г. её направили в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков-наблюдателей им. К.Е.Ворошилова. Курс лётной школы она успешно освоила всего за десять с лишним месяцев. И в декабре 1934 г. Екатерина стала военным лётчиком.

После окончания лётной школы девушку направили в Харьковский военный округ, где она проходила службу в 10-й армейской разведывательной авиаэскадрилье, 14-м корпусном авиаотряде и 4-м легкобомбардировочном полку. За 5 лет она освоила такие типы самолётов, как УТ-1, УТ-2, У-2 (По-2), Р-1, Р-5, Р-10, Р-Z.

В феврале-марте 1940 г. в составе 11-го легкобомбардировочного авиационного полка приняла участие в советско-финляндской войне (единственная женщина среди лётчиков). Совершила 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z, за что была отмечена орденом Красного Знамени.

Зеленко Е.И. в перерыве между вылетами, 1941 г.

В мае 1940 г. её назначили командиром звена 135-го легкобомбардировочного полка, первым в ВВС вооружённом самолётами     Су-2. Опытная лётчица  быстро освоила бомбардировщик, проходивший войсковые испытания. Для этого её с товарищами направили на Харьковский авиазавод, где собирали Су-2. Это позволило Екатерине в октябре 1940 г.-мае 1941 г. принять участие в качестве лётчика-инструктора в переучивании руководящего состава авиаполков страны на новый самолёт.

С первых дней Великой Отечественной войны Екатерина на фронте. За два с половиной месяца зам. командира 5-й эскадрильи 135-го ближнебомбардировочного авиаполка ст. лейтенант Зеленко Е.И. совершила 40 боевых вылетов, в т.ч. ночных, уничтожив до 45 танков, 20 автомашин и свыше батальона противника, а также участвовала в 12 воздушных боях с немецкими истребителями.

Старший лейтенант Зеленко Е.И., 1940 г.

12 сентября 1941 г. после выполнения боевого задания по бомбардировке объектов противника у украинского с. Глинское группа советских ближних бомбардировщиков Су-2 внезапно была атакована семью фашистскими «мессерами». Первая пара врага атаковала экипаж капитана Лебедева, а пять других истребителей сразу «навалились» на экипаж Зеленко. Один из последних Ме-109 уничтожил стрелок-бомбардир Су-2 Екатерины лейтенант Николай Павлык, второй – они добили вместе с командиром. Однако и их машина оказалась подбитой. При этом сама Зеленко получила тяжёлое ранение. Кроме того, у стрелка закончился боезапас. В окружении наседавшего противника, понимая безвыходность ситуации, Екатерина приказала Павлыку Н.С. покинуть самолёт с парашютом. А сама направила свой теряющий управление Су-2 на ближний Ме-109. Ударом винта по хвосту вражеского истребителя Зеленко сбила его. В это время очередной «мессер» атаковал советский бомбардировщик. Горящий Су-2 упал у соседнего села Анастасьевка. Екатерина Зеленко погибла. Всё это произошло на глазах приземлившегося Николая Павлыка.

Это был первый и единственный в мире случай воздушного тарана, совершённого летчицей. Через несколько дней по возвращении в родную часть о подвиге своего командира Павлык Н.С. рассказал товарищам. Но командование полка, дивизии и армии, не зная о таране, уже представило ЗеленкоЕ.И. посмертно к званию Героя Советского Союза. Однако в штабе ВВС фронта, посчитав её «пропавшей без вести», исправили представление на награждение орденом Ленина. После войны однополчане Е.И.Зеленко многие годы добивались того, чтобы первая в истории женщина, совершившая воздушный таран, была удостоена высокого звания Героя. Лишь через 55 лет, 5 мая 1990 г. соответствующий Указ был подписан Президентом СССР Горбачёвым М.С.

Су-2 в экспозиции ЦМ ВВС

В честь лётчицы названы улицы в городах России и Украины. В Курске на здании дома, где она жила, установлена мемориальная доска, а на месте гибели пилота местные жители после войны установили обелиск. В Анастасьевке и в Курской школе № 10, в которой она училась, созданы музеи Екатерины Зеленко. В честь Зеленко Е.И. были названы: грузовой теплоход (построен на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А.Жданова в 1980 г.), малая планета – «Катюша» (1985 г.) и Воронежский аэроклуб (1998 г.).

Памятник на могиле Зеленко Е.И. (с. Анастасьевка Сумская обл., Украина)

В Центральном музее Военно-воздушных сил открылась выставка, посвящённая  80-летию со дня подвига отважной лётчицы Екатерины Зеленко.