Первый в Арктике. Ян Иосифович Нагурский
В ЦМ ВВС в одном из экспозиционных залов на обозрение посетителям выставлена красивая, хорошо изготовленная модель самолета – французский биплан Farman MF.11. Какую же историческую, культурную и музейную ценность представляет натурный самолет данной модели?

Рассказывает старший научный сотрудник музейного отдела научно-фондовой работы Стребков М.Я.
Опираясь на крылья летательных аппаратов, наши соотечественники в невероятно сложных условиях настойчиво осваивали воздушное пространство, в том числе и Арктики.
В 1914 году летчик России Ян Нагурский искал пропавшие экспедиции русских полярников.
В наше время специалистами Русского географического общества (РГО) и военными исследователями был реконструирован маршрут полетов первого героического полярного летчика. Два вертолета Ми-8 с участниками реконструкции пролетели мимо мыса Борисова, полуострова Адмиралтейства, Архангельской губы и острова Панкратьева. 107 лет назад именно этот маршрут на французском биплане Farman MF.11 впервые преодолел поручик Нагурский, который стал пионером арктических полетов. Путь в авиацию этого легендарного человека был примечательным.

В 17 лет Нагурский сдал экзамен и стал учителем в сельской школе, а через год его приняли в Одесское юнкерское пехотное училище. Окончив ее в 1909 году, молодой человек отправился служить в 23-й Сибирский стрелковый полк в Хабаровске. После года службы Ян решил продолжить образование, подал документы в Санкт-Петербургское Высшее морское инженерное училище и поступил туда.
В 1911 году Нагурский стал курсантом Императорского Всероссийского аэроклуба, где познакомился с Петром Нестеровым, основоположником высшего пилотажа. Вскоре Яна, как способного пилота, взяли в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу: в 1913 году он получил звание военного летчика, параллельно защитив диплом морского инженера.
Год спустя поручика Нагурского вызвал к себе глава Главного гидрографического управления Михаил Жданко. В то время управление по команде от Морского министерства должно было начать поиски трех полярных русских экспедиций, от которых не было вестей – Владимира Русанова, Георгия Седова и Георгия Брусилова. Жданко поставил перед Нагурским задачу выяснить, можно ли использовать аэропланы для ведения поисков в Арктике. Ответ Яна Нагурского Михаилу Жданко был лаконично прост: «Использование самолетов в полярных условиях, скорее всего, возможно».
Дела важнее слов; пилот Нагурский понимал, что проверить свои слова ему предстоит лично, но российской техники для выполнения полетов в Арктике в то время не было. Поэтому поручика отправили во Францию, на завод Фармана для покупки биплана Farman MF.11. Самолет с поплавками для взлета с воды и посадки на нее был способен нести груз в 300 килограммов и развивать скорость до 100 километров в час. Запаса топлива на борту Farman MF.11 хватало на пять-шесть часов полета. Проведя около 20 испытательных полетов на Farman MF.11, Нагурский увез упакованный в ящики самолет в Россию.
За время полярной экспедиции Ян Нагурский совершил пять долгих разведывательных полетов вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа. Найти следы исчезнувших полярных экспедиций летчику не удалось.

Но поручик Нагурский выполнил другую, не менее важную задачу: он доказал возможность применения авиации в Арктике. Кроме того, он стал пионером арктической ледовой разведки. В октябре 1914 года Ян Нагурский подготовил доклад об итогах своего участия в экспедиции и дополнил его проектом первого в истории авиаперелета к Северному полюсу. Николай II по достоинству оценил отчет Нагурского и наградил летчика орденом Святой Анны 3-й степени. Нет сомнений что поручик совершил бы еще немало подвигов за полярным кругом, но из-за Первой мировой войны развитие арктической авиации было приостановлено.
Пройдет немного времени и план Нагурского об авиаперелете к Северному полюсу в 1937 году воплотил в жизнь Валерий Чкалов. Самолет АНТ-25 под его командованием совершил первый беспосадочный полет через Северный полюс из Москвы в Америку.