Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

65 лет со дня первого полета вертолета Ми-6 (5.06.1957 г.)

5 июня 1957 года заводской летчик-испытатель Р.И. Капрэлян впервые оторвал Ми-6 от земли, а 18 июня осуществил полет по кругу.

Накануне госиспытаний и в период их проведения на Ми-6 был установлен ряд новых мировых рекордов. В рекордных полетах его взлетная масса достигала 48 т. Титул самого мощного Ми-6 уступил через 12 лет другому воздушному гиганту конструкции М.Л. Миля – двухвинтовому вертолету В-12, который был создан с использованием винтомоторных установок и ряда других частей, отработанных на Ми-6.

Высокая энерговооруженность в сочетании с прекрасными аэродинамическими характеристиками позволили Ми-6 стать не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом мира. 21 сентября 1961 года экипаж Н.В. Левшина достиг на нем скорости 320 км/ч, долгое время считавшейся недосягаемой для вертолетов. За это достижение «Американское геликоптерное общество» наградило ОКБ М.Л. Миля самым почетным в США Призом И.И. Сикорского «…как признание выдающегося достижения в развитии вертолетостроительного искусства». Через два года экипаж Б.К. Галицкого добился еще большего успеха – Ми-6 прошел дистанцию в 100 км со скоростью 340,15 км/ч. Всего на машинах этого типа было установлено 16 мировых рекордов.

В декабре 1962 года госиспытания успешно завершились. В Заключении ГК НИИ ВВС говорилось: «Опытный десантно-транспортный вертолет Ми-6 с двумя ТВД Д-25В является самым большим вертолетом в мире и первым отечественным вертолетом с ТВД. По своим летно-техническим данным он превосходит все отечественные вертолеты и, главным образом, по десантной нагрузке, размерам грузовой кабины, количеству перевозимых десантников и боевой техники».

За создание вертолета Ми-6 (и несколько лет спустя на его базе Ми-10) большая группа сотрудников завода № 329 получила высокие правительственные награды. Государственная премия за 1968 год была присуждена: М.Л. Милю и ряду других ведущих конструкторов.

Ввиду большой заинтересованности Вооруженных Сил в тяжелых вертолетах правительственное решение о запуске Ми-6 в серийное производство последовало почти за два года до завершения госиспытаний.

Кроме завода № 23, осваивать новое изделие начали и на заводе № 168 в Ростове-на-Дону, где уже в 1959 году собрали первые четыре серийные машины. Для доводки и модификации вертолета при заводе № 168 был организован филиал ОКБ Миля. Выпуск Ми-6 на этом предприятии продолжался до 1980 года. Всего ростовчане построили 874 Ми-6. Временами выпуск достигал 74 машины в год (1974 г.). А вот в Москве Ми-6 строился недолго — до 1962 года. После выпуска пятидесятого вертолета завод № 23 перешел на выпуск только космической техники.

ОКБ Миля постоянно совершенствовало вертолет. Ресурс его основных частей постоянно увеличивался: 1957 год — 50 часов, в 1970-е годы был доведен до полутора тысяч часов. В 1962 году для удобства запуска двигателей был установлен бортовой турбогенератор АИ-8, опробовано размещение внутри грузовой кабины двух дополнительных топливных баков по 2260 л каждый, обеспечивших перегоночную дальность полета 1450 км. Управляемое крыло заменили фиксированным, что уменьшило его массу и упростило управление вертолетом.

В 1965 году Ми-6 был с большим успехом продемонстрирован на Международном авиасалоне в Ле Бурже. С того времени вертолет неоднократно представлял отечественное вертолетостроение на крупнейших зарубежных выставках и авиационных праздниках.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с крылом, двумя ГТД и шасси из трех опор.

Фюзеляж цельнометаллический, каркасной конструкции. В носовой части размещаются кабины экипажа, передняя для штурмана, средняя для двух летчиков и задняя для радиста и борттехника.

В центральной части фюзеляжа размещается грузовая кабина размерами 12 х 2,65 х 2,5 м и объемом около 80м3, грузовым люком размерами – 2,65 х 2,7 м с открывающимися в стороны створками и грузовым трапом. рассчитанная на перевозку грузов массой до 12 т, или до 65 пассажиров на откидных сиденьях (в экстремальных ситуациях в кабине перевозилось до 150 пассажиров), или 41 раненый на носилках с двумя санитарами на откидных сиденьях. На правом борту кабины расположены дверь и девять окон, на левом – две двери и семь окон. В полу грузовой кабины имеется грузовой люк, закрывающийся створками.

Шасси трехопорное, неубирающееся, с жидкостно-газовыми амортизаторами; передняя опора с двумя самоориентирующимися колесами размерами 720 х 310 мм; главные опоры имеют по одному тормозному колесу размерами 1320 х 480 мм и давлением 7 кг/см2. На хвостовой балке имеется хвостовая опора. Шасси позволяет производить взлет и посадку вертикально и по самолетному типу.

Несущий винт пятилопастной, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллической конструкции, прямоугольной формы в плане. Лопасти с электрической противообледенительной системой. Линейная скорость вращения концов лопастей 220 м/с.

Рулевой винт четырехлопастной, толкающий, диаметром 6,3 м с лопастями трапециевидной формы в плане, с профилем и переменной относительной толщиной. Лопасти деревянные, с лонжероном из дельтадревесины и стальным наконечником, имеют оковку носка и противообледенительную систему.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД-25В Пермского НПО «Авиадвигатель» со свободной турбиной, установленных рядом сверху фюзеляжа в обтекателе, взлетная мощность двигателя 4045 кВт.

Топливо содержится в 11 мягких баках общей емкостью 3250 л. Для увеличения дальности полета предусмотрена установка двух подвесных баков по 2250 л и дополнительных баков емкостью 4500 л в грузовой кабине.

Трансмиссия состоит из главного, промежуточного и хвостового редукторов, тормоза несущего винта и привода вентилятора.

Система управления дублированная, с жесткой и тросовой проводкой и гидроусилителями. На вертолете установлен автопилот, обеспечивающий стабилизацию по курсу, крену, тангажу и высоте полета.

Оборудование: две гидравлические системы, воздушная система, УКВ- и КВ-радиостанции, СПУ, радиовысотомер и радиокомпас.

На некоторых военных вертолетах в носовой части устанавливался пулемет А-12,7 калибром 12,7-мм на ограниченно подвижной установке с коллиматорным прицелом.

Ми-6 представлен в музее одним из первых серийных образцов.

Его изготовили в конце 1960 года. До июля 1963 года он оставался на авиазаводе, где налетал 70 часов 19 минут и произвел 354 посадки по самолётному и 43 – по вертолётному. 26 июля 1963 года вертолёт был передан  в в/ч 75360 и налетал здесь 26 часов. 26 мая 1965 года поступил на учебную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского в Монино, а 25 августа 1978 года передан в музей. Лакокрасочное покрытие вертолёта восстанавливалось в 1988 и 2012 годах бригадами Московского вертолётного завода  и ЗАО «ЛИ и ДК-ЯК». Является памятником науки и техники.