Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

30 лет со дня первого полёта ЯК-141

30 лет со дня первого полёта по полному профилю сверхзвукового истребителя вертикального или короткого взлёта и посадки Як-141

Это произошло в г. Североморске 30 сентября 1991 года. В тот день с палубы тяжёлого авианесущего крейсера Северного флота «Адмирал флота Советского Союза Горшков» лётчик-испытатель Андрей Александрович Синицын (будущий Герой Российской Федерации, 1996), поднял в небо сверхзвуковой истребитель вертикального или короткого взлёта и посадки (СВ/КВП) Як-141. Полёт продолжался всего 5 минут 44 секунды, но он вошёл в историю как первый в мире полёт СВ/КВП по полному профилю.

Советский Як-141 представлял собой многоцелевой сверхзвуковой всепогодный истребитель, который мог эксплуатироваться на взлётно-посадочных площадках ограниченного размера и на кораблях. Его главным предназначением было обеспечение прикрытия авианосных соединений от авиации противника, завоевание и удержание господства в воздухе, ведение манёвренного боя, а также нанесение штурмовых ударов по наземным и надводным целям.

Як-141 – свободнонесущий высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Планер самолёта на 26 % (по массе) состоял из композитов, остальная часть – из алюминиево-литиевых сплавов, обладающих малой массой, и стойких к коррозии. Некоторые элементы конструкции были выполнены из закалённой стали и жаропрочных титановых сплавов. Из-за тепловыделения время зависания ограничивалось не более 2,5 минут. Боевая нагрузка: при разбеге 120 м: 2600 кг; при вертикальном взлёте: 1000 кг. Кроме того, Як-141 был вооружён пушкой ГШ-30-1. Дополнительное вооружение могло быть установлено на 4-х подкрыльевых пилонах. На них возможно было подвешивать до 4-х пушечных контейнеров УПК-23-250. Каждый такой контейнер содержал авиационную пушку ГШ-23Л. Пушка двуствольная, калибра 23 мм с боезапасом 250 снарядов. Принятая на новом СВ/КВП номенклатура вооружения соответствовала его назначению как многоцелевому самолёту. Поэтому вооружение включало управляемые ракеты «воздух-воздух» малой и средней дальности для борьбы с другими воздушными целями; ракеты «воздух-поверхность», противокорабельные и противорадиолокационные ракеты для поражения наземных объектов, кораблей, РЛС и средств связи противника; а также блоки неуправляемых авиационных ракет, пушечные контейнеры и свободнопадающие бомбы, что позволяло самолёту выполнять роли штурмовика и бомбардировщика.

По замыслу конструкторов и военных моряков, Як-141 должен был заменить на флотах дозвуковые СВВП Як-38, которые базировались на первых советских авианосцах – тяжёлых авианесущих крейсерах (ТАКР) «Киев», «Минск», «Новороссийск». Под новые Як-141 создавались и новые ТАКРы проектов 1143.4 и 1143.5 – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В частности, планировалось, что на последнем – пятом корабле данного проекта основу авиагруппы наряду с истребителями горизонтального взлёта и посадки Су-27К и МиГ-29К будут составлять 28 «сто сорок первых».

При создании Як-141 было принято решение о постройке опытной партии из четырёх самолётов. Первая машина (изделие 48-1) предназначалась для наземных испытаний силовой установки и всех бортовых систем. Вторая (изделие 48-2) и третья (изделие 48-3) машины являлись лётными образцами, которые предназначались, соответственно, для испытаний в обычном режиме полёта и в режиме ВВП. Четвёртая машина (изделие 48СИ) предназначалась для статических испытаний.

В первом квартале 1984 г. была закончена сборка образца для наземных испытаний (изделие 48-1), который получил бортовой номер «48». Второй Як-41 (изделие 48-2, первый лётный образец) был окончательно собран в декабре 1985 г. и получил бортовой номер «75».

9 марта 1987 г. А. А. Синицын впервые поднял Як-41 (бортовой номер «75») в воздух и совершил на нём первый полёт по самолётному профилю. В течение 1989 г. им было совершено ещё 6 подобных полётов.

Второй лётный образец – изделие 48-3 (бортовой номер «77»), согласно формуляру, был принят в соответствии с действующей технической документацией и признан годным для испытаний 24 марта 1989 г.  Испытания машины начались 27 марта 1989 г. с рулёжки длительностью 7 минут. Их проводил лётчик А. А. Синицын

12 апреля 1989 г. Як-41 совершил свой первый полёт продолжительностью 27 минут. В это время название машины было изменено на Як-141. 28 декабря 1989 г. состоялся первый полёт в режиме висения, длившийся всего 9 секунд.

Далее начались испытания, сочетавшие различные режимы взлёта и посадки.

К 30 января 1991 г. число полётов на двух машинах достигло 108.

В сентябре-октябре 1991 г. на «Адмирале Горшкове» прошёл корабельный этап испытаний Як-141. 26 сентября А. А. Синицын совершил на 75-й машине первую посадку на палубу авианесущего крейсера. Через час другой лётчик-испытатель ОКБ В.А.Якимов посадил на ТАКР второй самолёт с номером «77». В испытаниях Як-141 принимал участие и лётчик М.Б.Молчанюк.

Но авария одной из машин, случившаяся 5 октября, фактически привела к закрытию данной программы. Сам ТАКР после переоборудования по проекту 11430, длившегося семь лет, 16 ноября 2013 г. был передан ВМС Индии с новым названием «Викрамадитья» (с 05.05.2006 г.), но уже как носитель самолётов горизонтального взлёта и посадки МиГ-29К, МиГ-29КУБ. Задержки в разработке, а затем таже авария не позволили новому «Яку» принять участие в испытаниях, проводившихся на борту «Кузнецова» в 1989-1991 гг.

На сегодняшний день оба лётных экземпляра (изделия 48-2 и 48-3) находятся в подмосковных музеях – первый с бывшим бортовым номером «75» – в Музее техники Вадима Задорожного, а второй с бывшим бортовым номером «77» – в Центральном музее ВВС. Восстановленный после пожара на заводе ОКБ им. А.С.Яковлева, 21 октября 2003 г. он нашёл своё последнее пристанище в Монино с новым бортовым номером «141»