2023.01.13 90 лет со дня образования ОКБ С.В.Ильюшина
История ОКБ им. С.В. Ильюшина начинается 13 января 1933 года, когда, согласно приказу начальника Главного управления авиапромышленности П. И. Баранова, на базе завода № 39 им. В. Р. Менжинского было образовано Центральное Конструкторское бюро (ЦКБ) опытного производства самолетов войсковых серий и легкой авиации. Начальником созданного ЦКБ стал Сергей Владимирович Ильюшин.

Результаты работы данного ОКБ впечатляют. За годы существования в его стенах были разработаны свыше 200 и созданы более 120 различных типов самолетов. Заводы, занимающиеся производством ильюшинских машин, выпустили за это время свыше 60 000 единиц авиатехники марки «Ил». Основными чертами, отличающими эти летательные аппараты от других, являются высокая степень надежности, технологичность производства, простота конструкции, удобное техническое обслуживание и пилотирование, а также большой ресурс. ОКБ им. С.В Ильюшина своими разработками штурмовиков и бомбардировщиков внесло весомый вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне. Военно-воздушный флот страны в то время на 30% состоял из штурмовиков Ил-10, Ил-2 и дальних бомбардировщиков Ил-4. В послевоенное время Ил-28 стал первой массовой моделью реактивного бомбардировщика Военно-воздушных сил (ВВС) СССР.



В разные годы ОКБ занималось массовым производством первых отечественных пассажирских самолетов Ил-18 с турбовинтовой силовой установкой, дальних магистральных турбореактивных самолетов Ил-62, который вместе с модификацией Ил-62М стал флагманом «Аэрофлота». Ильюшинскую школу отличает хорошая практика по созданию воздушных судов специального назначения. Прежде всего, речь идет о противолодочном Ил-38, самолете радиоэлектронной разведки Ил-20, самолете-топливозаправщике Ил-78 и др.
В 1970 году пост Генерального конструктора ОКБ, по рекомендации самого С. В. Ильюшина, занял Генрих Васильевич Новожилов. Именно под его руководством был разработан и создан наиболее распространенный самолет гражданской и военно-транспортной авиации Ил-76.
Миллионы тонн различных грузов и более ста миллионов пассажиров были перевезены самолетами: Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ил-62М, Ил-86. В нынешнее время эксплуатируются Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-114-100. Вариант Ил-96-300 «пункт управления» перевозит первых лиц государства и членов правительства Российской Федерации.
Коллектив ОКБ им. С.В. Ильюшина постоянно осуществляет пополнение модельного ряда «Ил» новыми самолетами. Ил-96Т и Ил-103 впервые были сертифицированы по стандартам летной пригодности Федерального управления гражданской авиации в США. Одним из значимых шагов к расширению международного сотрудничества стало серийное производство и прохождение сертификации Ил-114-100.
Ил-96 – это первый советский пассажирский авиалайнер для дальнемагистральных рейсов, имеющий широкий фюзеляж. Самолет Ил-96 был разработан ОКБ имени С. В. Ильюшина в конце 1980-х годов на базе предыдущей машины Ил-86. В 1993 году Ил-96 был модифицирован и получил обозначение Ил-96М. Ресурс самолетов семейства Ил-96 достигает 60 000 летных часов (20 000 взлетов и посадок) и более 20 лет эксплуатации. При взлетном весе 265 тонн Ил-96-400Т способен перевозить 92 тонны груза на расстояние свыше 7000 км.
Ил-114 – тип турбовинтовых двухмоторных самолетов для региональных авиалиний. По инициативе ОКБ имени С. В. Ильюшина в 1986 году началась разработка нового турбовинтового 60-местного пассажирского авиалайнера, предназначенного для эксплуатации на внутренних рейсах. Новый Ил-114 создавался для полетов с достаточно коротких взлетно-посадочных полос (ВПП), а также как с бетонных, так и с плотных грунтовых покрытий. 29 марта 1990 года экипаж под командованием летчика-испытателя В.С. Белоусова совершил первый испытательный полет на самолете Ил-114.
Ил-103 «воздушное такси» – пятиместный одномоторный, поршневой самолет, предназначенный для перевозки четырех пассажиров. В 1996 году он был сертифицирован согласно нормативам АП-23 МАК (Межгосударственный авиационный комитет) как первый среди подобной категории летательных аппаратов. Мощность двигателя Ил-103 – 210 л.с. (лошадиных сил), дальность полета -1000 километров, высота полета – 4000 метров, взлетная масса – 1310 килограммов, максимальная скорость – 220 км/час.
С 1977 года Опытно-конструкторское бюро имени Сергея Владимировича Ильюшина претерпело несколько переименований. 8 апреля 1996 года, окончательное наименование – Открытое акционерное общество (ОАО) «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». Одним из новейших перспективных направлений является создание новой модификации самолета Ил-112В. «23 декабря 2014 года пресс-служба ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» сообщила про заключение контракта с Министерством обороны РФ на разработку военно-транспортного самолета Ил-112В. Коллектив ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» своим самоотверженным трудом вписал немало победных страниц в историю российского и мирового самолетостроения. В Центральном музее Военно-воздушных сил открыта выставка «Ильюшин. 90 лет в строю». Приглашаем посетителей ознакомиться с ней в зале-ангаре №6 «А». Стоит отметить, что в ЦМ ВВС на сегодняшний день собраны и экспонируются 8 летательных аппаратов ОКБ им. Ильюшина, 4 из них признаны памятниками науки и техники.




