2023.01.12 130 лет со дня рождения М.И. Гуревича – авиаконструктора.
2023.01.12 130 лет со дня рождения М.И. Гуревича – авиаконструктора. Гуревич, Михаил Иосифович родился 12 января 1893 г.

В 1910 г. окончил с серебряной медалью Ахтырскую мужскую гимназию и в том же году поступил на математический факультет Харьковского университета. В 1911 г. в связи со студенческими волнениями был исключен из университета, арестован и выслан за пределы Харьковской губернии. Уехал из России, с сентября 1912 г. по июнь 1914 г. учился на математическом факультете университета Монпелье (Франция). В момент начала Первой мировой войны находился в России на каникулах, во Францию не вернулся. В 1917 г. поступил на механический факультет Харьковского технологического института. Из-за начавшейся Гражданской войны окончил это учебное заведение только в 1925 г., получив квалификацию инженера-механика по самолетостроению. Темой его дипломного проекта был пассажирский аэроплан.
После окончания института Михаил Гуревич в течение трех лет не мог найти в Харькове работу по специальности.В апреле 1929 г был принят на должность инженера-конструктора в опытном отделе ОПО-4 Авиатреста в Москве. Помимо работы над самолетами участвовал в проектировании судов для мелководья, картофелекопалок, хлопкоуборочных машин и др.В 1936-1937 гг. в составе советской делегации находился в служебной командировке в США на авиазаводах компаний Douglas Aircraft г. Санта-Моника, шт. Калифорния) и The Martin Company г. Балтимор, шт. Мэриленд. После возвращения в СССР участвовал в освоении производства на советских авиазаводах пассажирского самолета ПС-84.В период с 9 апреля по 4 декабря 1938 г. Михаил Гуревич занимал пост главного конструктора ОКБ-1 авиационного завода № 84 им. Чкалова в Химках (Московская обл.), затем – начальника бригады проектировщиков на московском авиазаводе №156 Наркомтяжпрома СССР (ныне – ПАО «Туполев»).
В марте 1939 г. был переведен в конструкторское бюро Государственного авиационного завода (ГАЗ) №1 им. Авиахима на должность начальника бригады эскизного проектирования. Руководил этим бюро авиаконструктор Николай Поликарпов, его заместителем и начальником бюро по серийным истребителям был Артём Микоян.
В 1939 г. из состава бюро был выделен Особый конструкторский отдел (ОКО) во главе с Микояном. Михаил Гуревич был назначен его заместителем. Совместно с Микояном разработал скоростной истребитель И-200 (МиГ-1), затем – его модификацию МиГ-3.После начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 г. ГАЗ №1 и ОКО были эвакуированы из Москвы в Куйбышев (ныне – Самара). В марте 1942 г., после возвращения ОКО из эвакуации, на базе этого конструкторского отдела в столице был образован самостоятельный опытный завод №155 (ОКБ-155, ныне – Российская самолетостроительная корпорация «МиГ») во главе с Артемом Микояном.С февраля 1944 г. Михаил Гуревич – заместитель главного конструктора ОКБ-155. В 1957-1964 гг. – главный конструктор данного бюро по беспилотной тематике.

В сотрудничестве с Микояном Гуревич разрабатывал скоростные и сверхзвуковые самолеты, среди которых первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9, первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом МиГ-15, МиГ-17, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19, МиГ-21Ф и другие боевые самолеты. Большинство из этих машин строились большими сериями и находились на вооружении Военно-воздушных сил СССР.
В 1949-1961 гг. Михаил Гуревич руководил проектированием, постройкой и испытаниями крылатых ракет, которые вошли в состав вооружения самолетов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22. Также участвовал в создании ракеты КС-7 класса «земля – земля» и в разработке самолета Е-155 (будущий высотный истребитель-перехватчик МиГ-25).
В 1962 г. по состоянию здоровья вышел на пенсию. Последние два года жизни провел с семьей в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).Скончался 25 ноября 1976 г., похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.


Герой Социалистического Труда. Лауреат пяти Сталинских премий I и одной II степеней, Ленинской премии. Награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.Владел французским, английским, немецким и итальянским языками. В Центральном музее Военно-воздушных сил открыта выставка «130 лет со дня рождения советского инженера-авиаконструктора Гуревича Михаила Иосифовича (1893-1976)». Приглашаем посетителей ознакомиться с ней в зале-ангаре №6 «Б».




