18 сентября 1918 г.
18 сентября 1918 г. родился советский военный лётчик Виктор Талалихин, совершивший ночной таран при обороне г. Москвы
Военный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 г. в д. Тепловка, Вольского района, Саратовской области. В 1924 г., когда Вите исполнилось шесть лет, его родители – Василий Иванович и Вера Ивановна Талалихины с сыновьями Александром и Николаем переехали в г. Вольск. Ещё в детстве Виктор и братья увлеклись авиамоделированием. Они устроили в доме небольшую мастерскую, где конструировали модели самолётов и планеров.
Возможно, примером для Виктора послужили его старшие братья: они были призваны в армию, и оба оказались в авиации. В 1933 г. семья Талалихиных переехала в г. Москву, и 15-летний Виктор поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества при Московском мясокомбинате, которую окончил в 1935 г.
В 1936 г. его приняли в Пролетарский аэроклуб столицы. Через несколько месяцев после начала обучения Виктор Талалихин написал в заводской газете, что совершил свой первый полёт на планере и хочет летать, как Герои – В.Чкалов, А.Беляков и Г.Байдуков.
Свой первый полёт на самолёте У-2 Виктор Талалихин совершил за несколько месяцев до призыва в армию. В 1937 г. его призвали в армию и по путёвке комсомола направили в Борисоглебскую военную авиационную школу им. В.П.Чкалова. Учился он старательно. Позднее В.Талалихин вспоминал, что вставал с восходом солнца, а возвращался в казарму ровно к отбою. Помимо занятий, много времени он проводил в библиотеке: читал специальную литературу, изучал карты и инструкции. Командиры и преподаватели училища отмечали, что у В.Талалихина был талант, смелость, которые позволяли ему принимать правильные решения в сложных ситуациях, но ему нужна «холодная голова». Хладнокровие и рассудительность будущий Герой обрёл уже во время самостоятельной военной службы.

В 1938 г. он окончил авиашколу в звании младшего лейтенанта и начал службу в 27-м истребительном авиационном полку (иап).
Первое боевое крещение В.Талалихин получил зимой 1939-1940 гг. во время войны с Финляндией. Летая на биплане И-153 «Чайка», он совершил 47 боевых вылетов и сбил 4 финских самолёта. В одном из воздушных боёв спас жизнь командиру эскадрильи Михаилу Королёву. За доблесть и мужество мл. лейтенант В.В.Талалихин был награждён первым орденом – Красной Звезды.

После окончания финской кампании Виктор около месяца провёл в отпуске у родителей, а потом был направлен на переподготовку – Курсы усовершенствования лётного состава. Характеристика, выданная по окончанию курсов, гласила: «…В.В.Талалихин летать любит… Летает смело… В воздухе энергичен, сообразителен. Хорошо летает на истребителях И-153 и И-16. Может быть допущен к инструкторским полётам… Достоин продвижения по службе на должность командира звена…».

Весной 1941 г. М.Королёв и В.Талалихин встретились вновь: молодой лётчик был отправлен в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка ПВО, которым уже командовал его бывший комэск.
С началом Великой Отечественной войны полк, в котором служил В.Талалихин, был перебазирован на подступы к Москве. Боевые вылеты пилоты начали совершать с 21 июля, после первого налёта немецкой авиации на столицу. С июня 1941 г. В.Талалихин произвёл более 60-ти боевых вылетов. Защищая небо Москвы, он уничтожил в воздушных боях 6 самолётов врага. Став настоящим асом, Виктор был назначен заместителем командира эскадрильи. Подчинённые относились к своему молодому командиру с большим уважением, так как перед каждым вылетом В.Талалихин просчитывал непредвиденные ситуации, чтобы все его лётчики возвращались с боевых заданий живыми. За маленький рост (155 см) боевые товарищи называли его «Малышом».

Летом 1941 г. враг продолжал рваться к столице. Его натиск становился всё сильнее. В ночь с 6 на 7 августа В.Талалихин получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 м истребителю И-16 лётчика удалось «сесть на хвост» немецкому «Хенкелю-111». Гитлеровец искусно маневрировал, однако советскому асу удалось поджечь один из моторов самолёта противника. Тем не менее, немец попытался уйти от погони. Виктор зашёл на новую атаку, но боеприпасы закончились, и тогда он принял решение «Идти на таран!». Сначала у него был план «обрубить» хвост немецкого самолёта винтом, но в итоге В.Талалихин протаранил бомбардировщик своим И-16. Советский лётчик приземлился на парашюте у д. Мансурово (ныне – район аэропорта Домодедово). События той ночи позволили Виктору Васильевичу Талалихину стать 8 августа 1941 г. Героем Советского Союза.

Справка: первый в мире ночной воздушный таран состоялся 28 октября 1937 г. Его совершил в Испании, над Барселоной советский лётчик-доброволец Евгений Степанов, уничтоживший ударом шасси своего биплана И-15 итальянский бомбардировщик SM-81. В Великую Отечественную войну первый ночной таран совершил Пётр Еремеев, служивший в Подмосковье в соседнем с В. Талалихиным 27-м иап ПВО. В ночь с 28 на 29 июля 1941 г. на истребителе МиГ-3 он сбил немецкий бомбардировщик Ju-88.
В последующих боях Виктор Васильевич уничтожил ещё 5 самолётов противника. Только в октябре на его счету было 3 победы: 13-го числа – 2 бомбардировщика Не -111, а 15-го – многоцелевой Bf -110. 27 октября 1941 г. В. Талалихин вылетел во главе шестёрки истребителей на прикрытие наземных войск в районе Подольска. Возле деревни Каменки он повёл группу на штурм позиций противника. В это время из-за облаков на советские самолёты обрушились шесть вражеских истребителей «Мессершмитт‑109». Завязался воздушный бой. В. Талалихин атаковал первым, сбив один «Мессер» и тут же был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он сумел подбить ещё один самолёт, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Лётчик получил смертельное ранение в голову. Виктора Талалихина похоронили с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Отважный Герой был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Приказом Министра Вооружённых Сил СССР от 30 августа 1948 г. № 51 навечно зачислен в списки 1‑й аэ 177-го иап, в составе которого он сражался под Москвой.
В память о Герое Советского Союза лётчике-истребителе Талалихине В.В. на здании управления Московского мясокомбината им. Микояна и ПТУ № 100 установлены мемориальные доски. Здесь организован музей лётчика-истребителя.
В пос. Кузнечики, на 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места гибели Виктора Васильевича Талалихина установлен бронзовый памятник Герою. Памятник был открыт в День Воздушного флота СССР 18 августа 1969 г.
Памятники В.Талалихину также установлены в Подольском парке (9 мая 1960 г.), носящем его имя, и в Москве (2001 г.).
Именем Виктора Талалихина названы улицы в г. Москве, Калининграде, Волгограде, Борисоглебске и других городах РФ и ближнего зарубежья (всего – более 30), а также морское судно, ряд учебных заведений в Москве, Московской области и в других регионах страны. Мужественному лётчику посвящены несколько песен популярных исполнителей отечественной эстрады.
В экспозиции ЦМ ВВС представлены бюст Героя, два истребителя И-16 (с 1983 г. и 2010 г.) и истребитель И-153 (с 1991 г.). Именно на таких машинах сражался В. В. Талалихин.

