Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

15 сентября Евгений Петрович Барабаш

75 лет назад началась регулярная эксплуатация первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104

 

15 сентября 1956 г. состоялся полёт первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104 по маршруту Москва-Омск-Иркутск. Самолёт пилотировал экипаж Е. П. Барабаша. Время полёта составило около 7 часов.

Ту-104 в полёте

 К тому времени Евгений Петрович Барабаш являлся одним из самых опытным пилотов. Он родился 10 ноября 1923 г. в станице Копанская (ныне – Ейского района) Краснодарского края. Перед самой войной, в 1941 г. окончил 10 классов школы в г. Теджен Туркменской ССР. В октябре 1941 г. был призван в ряды Красной Армии и вскоре окончил 61-ю учебную авиаэскадрилью ГВФ в г. Ашхабаде. После чего до 1943 г. служил в ней лётчиком-инструктором, а затем ушёл на войну: в августе 1943 г. – мае 1945 г. – пилот, командир звена 18-го (с ноября 1944 г. – 44-го) отдельного авиационного полка ГВФ. Воевал на Степном и 2-м Украинском фронтах. Осуществлял перевозки грузов, боеприпасов и личного состава в войска в ходе битвы за Днепр, в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишинёвской, Дебреценской, Будапештской, Венской и Пражской наступательных операциях. За время участия в боевых действиях совершил 1.323 боевых вылета (с налётом 2.310 час.), перевёз около 8.000 кг боеприпасов, около 2.500 кг горючего, около 600 кг продовольствия, более 6.000 кг прочего военного груза и около 50 человек.

В сентябре 1945 г. окончил Курсы высшей лётной подготовки ГВФ (в г. Минеральные Воды). Служил пилотом в 19-м отдельном транспортном авиационном полку, базировавшемся во Внуково. С сентября 1946 г. лейтенантом уволился в запас. Осенью 1946 г. 19-й отдельный транспортный авиационный полк был преобразован во 2-ю отдельную авиагруппу ГВФ, выполнявшую международные воздушные рейсы. И Е.П.Барабаш стал пилотом 50-го авиаотряда этой авиагруппы. С осени 1948 г. силами 2-й отдельной авиагруппы были организованы регулярные международные рейсы на Ил-12 в Софию, Варшаву, столицы других стран Восточной Европы, а также в Хельсинки, Вену, Кабул и Тегеран.

Барабаш Евгений Петрович (1923-1992)

В 1952 г. в результате очередной реорганизации вместо авиагрупп было создано Московское управление транспортной авиации ГВФ, в состав которого вошли аэропорт Внуково, три авиатранспортных отряда и 21-й учебно-тренировочный отряд. Затем Е.П.Барабаш работал командиром корабля в 63-м авиаотряде и командиром корабля в 65-м авиаотряде. Летал на самолётах Ил-14.

С марта 1956 г. трудился в 200-м авиаотряде (в аэропорту Внуково), где был командиром авиаэскадрильи, заместителем командира и командиром отряда, освоив самолёты Ил-18 и Ту-104.

Командир самолета "ТУ-104" Евгений Петрович Барабаш за штурвалом.

Ту-104 стал первым советским реактивным пассажирским самолётом. Число пассажиров в зависимости от модификации – от 50 до 115 чел. При создании самолёта особое внимание было уделено обеспечению безопасности полётов и комфорту пассажиров. Бортовой обзорный локатор обеспечивал экипажу выбор наиболее благоприятного и безопасного маршрута в зоне грозовой деятельности. А для пассажиров, благодаря герметичности кабины, в полёте поддерживалась постоянная температура, а также давление и влажность воздуха, привычные на земле.

На Ту-104 впервые в истории «Аэрофлота» появился «стандарт обслуживания», в том числе бесплатное горячее питание и подача спиртного.

Внедрение в эксплуатацию самолёта Ту-104 во многом утвердило авторитет гражданской авиации нашей страны в мировом авиационном сообществе.

Самолёты Ту-104 на стоянке аэропорта

Кроме Харьковского авиазавода, Ту-104 различных модификаций выпускали на авиазаводах в Омске и Казани. Всего был построен 201 самолёт. Производство было прекращено в 1960 г. а эксплуатация – в 1979 г.

Ту-104АК в экспозиции ЦМ ВВС

Остаётся добавить, что после ухода с лётной работы Евгений Петрович Барабаш работал представителем Аэрофлота во Франции, а с 1971 г. – представителем Аэрофлота в аэропорту Брюсселя.

Одна из модификаций самолёта – Ту-104АК («космическая» летающая лаборатория) с 16 января 1979 г. экспонируется в ЦМ ВВС. Кроме того, в коллекции музея с 1967 г. находится и базовая машина «сто четвёртого» – бомбардировщик Ту-16, а также его модификация – ракетоносец Ту-16КС.

Ракетоносец Ту-16КС в экспозиции ЦМ ВВС
Ракетоносец Ту-16КС в экспозиции ЦМ ВВС