120-летнему юбилею авиаконструктора Г.М.Бериева посвящается
В Центральном музее ВВС, на открытой площадке, непременно обращают на себя внимание необычные летательные аппараты: огромная летающая лодка или противолодочный самолёт-амфибия Бе-12, небольшой пассажирский самолёт, многоцелевой Бе-32, а поодаль – фюзеляж и крылья и вовсе диковинной машины – вертикально-взлетающего самолёта-амфибии ВВА-14. Все они связаны с именем выдающегося авиаконструктора, лауреата двух Государственных премий Георгия Михайловича Бериева.
13 февраля этого года исполнилось 120 лет со его дня рождения. Именно ему принадлежат значительные успехи в развитии отечественного гидросамолётостроения, в создании первых в стране реактивных и турбовинтовых летающих лодок, морских самолётов, которые более полувека охраняют наши морские рубежи. Специальная выставка, открывшаяся в музее, приурочена к этой знаменательной дате.
Выставка рассказывает о детстве Георгия Михайловича и первых шагах в большую авиацию. А сделать эти шаги мальчишке, родившемуся в 1903 году в Тифлисе (ныне – г. Тбилиси, Грузия) в семье рабочего городского водопровода было крайне нелегко. Со старшим братом мастерил воздушных змеев, запуская их с друзьями. В 1921-1924 гг. служил красноармейцем в РККА. Военную службу совмещал с учёбой на вечернем отделении железнодорожного училища.
В 1923 г. молодого красноармейца-связиста направили в Егорьевскую Теоретическую школу авиации РККВФ РСФСР. Но путёвку перехватил более удачливый претендент. Поэтому в 1924 г. Георгий поступил в Тбилисский политехнический институт, а в 1926 г. перевёлся на авиационное отделение Ленинградского политехнического института. «В конце концов, не сумел стать лётчиком, – думал Георгий, – стану инженером и буду создавать самолёты!». Так и получилось.
Поначалу трудился в Московском ОКБ морского Опытного самолётостроения Всесоюзного Авиационного объединения под началом французского конструктора Поля Эмэ Ришара. Затем в ЦКБ завода № 39 и в КОСОС (Конструкторском отделе опытного самолётостроения) ЦАГИ. В ЦКБ Г.М.Бериев попал в «морскую бригаду № 5» (морской отдел), возглавляемый известным И.В.Четвериковым. И первой его машиной стал знаменитый морской ближний разведчикм ЦКБ-25 (впоследствии – МБР-2). Он был построен в 1931 г. на Московском АЗ №39 им. В.Р.Менжинского, где конструктор был заместителем начальника морской бригады ЦКБ (начальник – другой выдающий авиаконструктор С.В.Ильюшин). У гидросамолёта МБР-2 действительно оказалась долгая жизнь. Он находился в серийном производстве до 1940 г. Всего было изготовлено более 1400 экз., которые применялись в авиации ВМФ до 1950 г. Кроме охраны и защиты морских рубежей, МБР-2 успешно эксплуатировался и в народном хозяйстве для аэрофотосъёмки, ледовой и рыбной разведки. В пассажирском варианте гидросамолёты МБР-2 строились на двух заводах: в г. Таганроге на заводе №31 и на заводе №45 в г. Севастополе.
1 октября 1934 г. в г. Таганроге, при авиационном заводе № 31, было создано ЦКБ морского самолетостроения (ЦКБ МС). Его главным конструктором по праву назначили Георгия Михайловича. ЦКБ МС Г.М. Бериев бессменно руководил до 1968 г.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Таганрогский завод работал в г. Омске и г. Красноярске. Под руководством Георгия Михайловича бюро создало первые в СССР корабельные катапультные самолёты-амфибии КОР-1 и КОР-2 (КОР-2 выпускалась в г. Красноярске малой серией как Бе-4), а к победному маю 1945 г. – новую летающую лодку ЛЛ-143 (позже – Бе-6). К этому времени КБ Г. М.Бериева вернулось в освобождённый от оккупантов Таганрог (в августе 1944 г.), где был воссоздан завод № 86 Наркомата авиационной промышленности (с 1946 г. – Государственный союзный опытный завод морского самолётостроения № 49).
Первый полёт Бе-6 состоялся 2 июля 1948 г. За годы службы этот гидросамолёт спас немало членов экипажей самолётов и кораблей, потерпевших бедствие в море. Благодарные военные моряки поставили летающие лодки на вечные стоянки на Севере и в Крыму. За машину Бе-6 Г.М.Бериеву была присуждена Сталинская премия 2-й степени (1947).
В начале 1950-х г. наступила эра реактивных гидросамолётов с турбореактивными двигателями (ТРД). ОКБ Г.М.Бериева перешло к созданию самолётов нового поколения. Это происходило в тесном сотрудничестве с учёными ЦАГИ, ВИАМ, НИАТ, ЦИАМ и других отраслевых НИИ. И в 1951 г. была создана первая летающая лаборатория с двумя ТРД.
В 1956 г. коллектив авиационных специалистов под руководством Г.М.Бериева впервые в мире создал реактивную летающую лодку Бе-10 со стреловидным крылом и двумя ТРД ВК-1, расположенными под крыльями. На Бе-10 морские лётчики установили сразу 12 мировых рекордов!
В разные годы коллектив таганрогцев создал гидросамолёты МДР-5, МБР-7, Бе-14, опытные корабельные крылатые ракеты П-10, П-100 и др. Долгожителем среди них стал самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка», имевший 6 модификаций: противолодочную (1960), поисково-спасательную (1969), с ППС «Нарцисс-12» (1976), противопожарную (2 варианта, 1992,1996), носитель ядерного боеприпаса 5Ф-48 «Скальп» (1963). Бе-12-е, за который Г.М.Бериев был удостоен Государственной премии (1968), до сих пор служат в МА ВМФ России. В августе 1968 г. Георгий Михайловичи ушёл с поста Главного конструктора.
В последние годы жил в г. Москве, трудился членом Научно-технических советов ГК СМ СССР по авиационной технике, ГК СМ СССР по судостроению и НТС ВВС ВМФ СССР. Написал книгу воспоминаний. 10 октября 1989 г. Таганрогский МЗ был переименован в Таганрогский АНТК, которому 6 декабря того же года было присвоено имя его основателя.
На начало ХХI века в мире сохранились 3 крупных фирмы гидроавиации: «Шин Мейва» (Япония), «Канадэйр» (Канада) и ТАНТК им. Г.М.Бериева (Россия). И в этом большая заслуга Георгия Михайловича. Его достойными учениками и коллегами были созданы новые летающие лодки и самолёты для нужд МА ВМФ, ВВС, МЧС и народного хозяйства: А-40, А-42, А-50, Бе-200, ВВА-14, Бе-30 (Бе-32), Ан-30, Бе-103 и др.
Его дело — создание самолетов, работающих на грани двух стихий, воздушной и водной — продолжили ученики и последователи. Георгий Михайлович с гордостью утверждал: «Главной моей заслугой является не создание хороших самолётов, а создание творческого коллектива, который может делать такие самолёты».
Служебный путь генерал-майора инженерно-технической службы (1951), доктора технических наук (1961), Г.М.Бериева отмечен двумя орденами Ленина, двумя – Трудового Красного Знамени, медалями. Самым главным итогом жизни Г.М. Бериева стало создание уникальной конструкторской школы гидросамолетостроения, занимающей в настоящее время ведущее место в мире в создании гидросамолетов и самолетов-амфибий.