Исполнилось 112 лет со дня первого в России полёта самолёта над морем
16 июля отечественная авиация отмечает очередную годовщину. Впервые в истории России в этот день (по старому стилю 3 июля) 1910 г. легендарный авиатор России Сергей Исаевич Уточкин в присутствии множества зрителей поднялся в воздух на самолёте «Фарман» с территории Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе и перелетел через Одесский залив. Этот был 100-й юбилейный полёт пионера отечественной и мировой авиации, который «Одесские новости» сравнили по важности с перелётом «Блерио через Ламанш».
Сергей Исаевич Уточкин родился 30 июня (12 июля) 1876 г. в Одессе в купеческой семье. Рано лишившись родителей, он с десяти лет воспитывался в пансионе Ришельевской гимназии. Увлекшись велосипедным спортом, затем мотоциклетным и автомобильным, он становится сильнейшим гонщиком своего времени в каждом из этих видов спорта. Замечательной чертой Уточкина, как спортсмена, явилось не просто увлечение этики видами спорта и достижением рекордов, а горячее желание донести до людей возможности новых видов транспорта, максимально популяризировать их, преодолеть предубеждения и косность в их развитии.

Когда в 1907 г. в Одессе начали полеты на воздушном шаре аэронавты Витолло, Брунер и Древницкий, Уточкин, с присущей ему одержимостью, увлекся этими полетами. Второй свой полет в Одессе Витолло совершил уже с пассажиром — Уточкиным, а затем шар был приобретен у Витолло и 26 сентября 1907 г. Уточкин совершил свой первый, самостоятельный полет, за которым последовали еще ряд полетов. Совместно с К.Маковецким и А.Шкруфом в ноябре-декабре 1907 г. Уточкин гастролировал в Египте, где они совершили 8 полетов над пирамидами и Сахарой (Уточкин летал 6 раз). После возвращения в Одессу они удостаиваются грамот Одесского аэроклуба на звание пилотов-воздухоплавателей.
В сентябре 1909 г . с Уточкиным летал над Одессой писатель А.И. Куприн, о чем он увлекательно рассказал на страницах «Одесских новостей».
Начиная с осени 1909 г. Уточкин полностью отдает все силы последнему своему увлечению — самолету. В сентябре 1909 г . на свои средства он отправляется во Францию, устраивается механиком на авиазавод «Гном», знакомится с новейшими конструкциями самолетов и приобретает необходимое для постройки двух монопланов типа «Блерио», в том числе два двигателя «Анзани», единственные доступные ему по цене.
Возвратившись в Одессу, Уточкин с помощью нескольких солдат Морского батальона горячо принялся за строительство самолета. По собственной инициативе он вносит в конструкцию различные изменения. Одесский инженер А.В.Гусев, который помогал Уточкину в этой работе, отмечал, что его аппарат-моноплан типа «Блерио», но похож и на «Антуанет», выполнен со многими изменениями. А.В. Гусев выступает с публичными лекциями на тему «Об аэропланах вообще и о моноплане С.И. Уточкина».
Однако через некоторое время, а именно. 15 марта, Уточкин самостоятельно, даже без вывозных полетов, осуществил свой первый полет «Фармане-IV». Этот факт, а также то, что взлет и посадку он произвел на площадке, не приспособленной для полетов, указывает на незаурядные способности Уточкина как авиатора.
В апреле 1910 г. Уточкин отправляется в большую поездку по городам России с демонстрационным полетами, это была первая такая поездка русского авиатора.
В этой поездке, совершая полеты на «Фармане-IV», он посетил города Киев, Москву, Харьков, Петербург, Варшаву, Лодзь, Екатеринослав, Ростов-на-Дону, Нижний-Новгород, Тифлис, Баку, Батум, Кишинев и др. Он налетал 60 часов, покрыл расстояние 3500 км, а его полеты видело около одного миллиона человек.
Увлекаясь полетами, Уточкин не забывает о постройке собственного самолета. С помощью механика Кама ему удается построить биплан по типу Фармана, на котором в декабре 1910 г. он совершил десятки полетов над Одессой и над морем.
В начале июля 1911 г. Уточкин совершает полеты над Одесской промышленно-художественной выставкой и в том числе свой сотый юбилейный полет.
В ЦМ ВВС в Монино экспонируется полноразмерная летная копия самолета “Фарман IV”, которая была построена в Ленинградском авиаспортивном клубе ДОСААФ по заказу киностудии “Ленфильм” для съемок фильма “Воздухоплаватель”. Во время съемок модель “Фармана IV” совершила 56 полетов, в 1975 году ее передали в музей ВВС. Именно на подобных машинах Уточкин и совершал свои подвиги.