К 127-летию Александра Микулина
14 февраля 1895 года родился Александр Александрович Микулин (1895-1985) – выдающийся конструктор авиационных двигателей, основоположник советского авиадвигателестроения. Микулин был талантлив. Все его двигатели были оригинальны и не являлись развитием и переработкой моторов иностранной конструкции, хотя многие двигатели в СССР того времени были развитием лицензионных изделий.
Творчество А.А. Микулина неразрывно связано с любовью к своей Родине. Будучи студентом в кружке профессора Жуковского, вместе с Борисом Стечкиным Микулин спроектировал и построил на заводе «Ош и Везер» в Москве уникальный по тем временам двухтактный мотор АМБС-1 с мощностью в 300 л.с.
Первый авиационный двигатель А.А. Микулина М-34 оказался наиболее перспективным: на его базе было создано большое количество модификаций, таких как М-34Р, М34РН, М-34 ФРН, АМ-35А, АМ-38Ф, АМ-42. Мощность последнего была доведена до 2000 л.с. В фондах Центрального музея ВВС многие из этих двигателей имеются.
Микулин создал двигатель для шедевра советского инженерного искусства, штурмовика Ил-2, прозванный солдатами Вермахта «черной смертью», «мясорубкой» и другими лестными для оружия именами. Микулин достоин называться легендой уже только за двигатель АМ-38Ф для самолета Победы. На самолете РД (АНТ-25) с двигателем марки М-34 РН были совершены рекордные дальние и высотные полеты, а в 1937г. экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова совершили беспосадочные полеты из Москвы через Северный полюс в США.
С 1943 года А.А. Микулин назначается генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором опытного авиамоторостроительного завода №300 в Москве. Ему принадлежит ряд новых идей в двигателестроении: он ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый советский турбокомпрессор и винт переменного шага.
В конце 1940-х гг. в мире только появлялись ТРД тягой в 5000 кгс, а у Микулина в 1950 г. вышел на испытания двигатель АМ-3 тягой 8700 кгс, вновь ставший самым мощным в мире. Именно АМ-3 стал основой успеха самолётов Ту-16, М-4 и Ту-104, который несколько лет оставался единственным в мире эксплуатируемым реактивным пассажирским самолетом. А первый в мире РД-9 с трансзвуковой ступенью компрессора поднял в небо первый советский сверхзвуковой истребитель МиГ-19.
Незадолго до своей кончины в феврале 1985 г. Александр Александрович так подвел итог своей деятельности: «Мне кое-что удалось сделать в авиации. Но прошли годы, и многие мои моторы, да и самолеты, на которых они были установлены, стали памятниками и экспонатами музеев».