Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Новая выставка посвящённая ЦКБ-30 (ДБ-3)

31 марта 1936 г., в день рождения знаменитого авиаконструктора С.В.Ильюшина (1894-1977), совершил свой первый полёт под управлением будущего Заслуженного лётчика-испытателя СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майора авиации В.К.Коккинаки (1904-1985) дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30).

Эта машина была создана бригадой №3 КБ авиазавода № 39 (Москва). Задача, которая стояла перед конструкторской группой, состояла в том, чтобы разработать бомбардировщик с большим радиусом действия, увеличенной бомбовой нагрузкой и высотностью. Прототип скоростного дальнего бомбардировщика с заводским обозначением ЦКБ-26 был построен всего за год. Лётные испытания подтвердили высокие лётно-технические данные самолёта. Чтобы выдержать конкуренцию с машинами конструкции А.Н.Туполева, С.В.Ильюшин решил увеличить дальность полёта и грузоподъёмность нового прототипа – ЦКБ-30, тем самым заполнив нишу дальних бомбардировщиков. С первых полётов этот самолёт превзошел самые смелые ожидания. Достаточно отметить, что на опытном образце, на двухдвигательном самолёте В.К.Коккинаки впервые в СССР выполнил знаменитую «мёртвую» петлю П.Н.Нестерова.

Летом 1936 г. ЦКБ-30 под названием ДБ-3 поступил на испытания в НИИ ВВС РККА. Однако, не дожидаясь завершения испытаний самолёт запустили в серию под обозначением ДБ-3С, а в августе того же года он был принят на вооружение ВВС РККА. Серийное производство развернули с января 1937 г. на авиационных заводах №18 (Воронеж), № 126 (Комсомольск-на-Амуре), № 39 и № 23 (Москва). В общей сложности в Советском Союзе было построено 6785 экземпляров восьми модификаций (ДБ-3А, ДБ-3Б, ДБ-3М, ДБ-3Ф, ДБ-3С, ДБ-3Т, Ил-4, Ил-4Т).

ДБ-3 состоял на вооружении в СССР с 1937 по 1946 гг. Его отличала строгость в пилотировании. Он имел традиционную для тех лет заднюю центровку и в полёте был неустойчив по всем трём осям, а потому требовал от экипажа постоянной работы ручкой и педалями. В числе прочего лётчики сетовали на большой разбег и сложность выдерживания курса взлёта. Кроме того, лётный состав отмечал наличие у самолёта множества производственных дефектов – трещины в бензобаках и течи топлива, отказы тормозов и разрушения основных опор шасси.

В 1930-е гг. самолёт ДБ-3 активно использовался для освоения трансполярных перелётов. В 1938 г. экипаж В.К.Коккинаки – А.М.Бряндинский выполнил на модифицированном ДБ-3 «Москва» перелёт из Москвы в г. Спасск-Дальний (Приморье). В 1939 г. экипаж В.К.Коккинаки- М.Х.Гордиенко совершил беспосадочный трансатлантический перелёт Москва – США.

Бомбардировщики ДБ-3, как и СБ, активно применялись в боевых действиях в Китае (1939-1942 ). Например, летом 1939 г. с аэродрома Тайпинсы в г. Чэнду боевые задачи выполняли 2 авиагруппы (по 12 ДБ-3С) под командованием к-нов Г.А.Кулишенко и Н.А.Козлова. Последняя группа формировалась в Монино на базе 27-й тбабр АОН-1. В ноябре 1939 г. -марте 1940 г. ДБ-3 этой бригады участвовали и в войне с Финляндией в составе Мурманской авиабригады. В годы Великой Отечественной войны советские экипажи на ДБ-3А, ДБ-3Б, ДБ-3Т и ДБ-3Ф первыми наносили бомбовые удары по военно-промышленным объектам и аэродромам Восточной Германии, включая её столицу – Берлин, и Финляндии. Модификации Ил-4 составляли основу Авиации Дальнего Действия. ДБ-3 (Ил-4) участвовали во всех крупных операциях Красной Армии на западных фронтах, а в августе 1945 г. применялись на Дальнем Востоке в войне с милитаристской Японией.

В Центральном музее Военно-воздушных сил (ЦМ ВВС) сохранился единственный в мире полнокомплектный экземпляр самолёта ДБ-3Т. Останки этого самолёта обнаружили поисковики в 1980-е гг. на месте его вынужденной посадки в Уссурийской тайге, в 100 км от г. Комсомольска-на-Амуре (на киле сохранился заводской номер). Предположительно, в 1940-1941 гг. он совершил вынужденную посадку на лес из-за пожара и остановки правого двигателя во время перелёта Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре.

В 1988-1989 гг. на Иркутском авиазаводе ДБ-ЗТ восстановил молодежный коллектив во главе с В.П.Зеленковым. 21 декабря 1989 г. раритетный самолёт был переправлен в Монино, в ЦМ ВВС, где стал музейным экспонатом и был занесён в базу данных «Памятники науки и техники в музеях России» как национальное и культурное достояние.

Этой уникальной машине и посвящена новая вставка, открывшаяся в ЦМ ВВС.


18 сентября презентация Аллеи Героев-авиаторов

08.09.2021

Приглашаем всех желающих посетить наше мероприятие. ...
Новый экспонат Ан-26

28.08.2021

Новый экспонат в разобранном виде доставили на открытую площадку ЦМ ВВС на четырех автомобильных тралах. АН-26 Советский ...
Добавь Музею красок!

20.08.2021

  Центральный музей Военно-воздушных сил приглашает жителей Москвы и Московской области принять уч ...
Итоги дня открытых дверей 15.08.2021

17.08.2021

ФЕСТИВАЛЮ «ЧИСТОЕ НЕБО» БЫТЬ 15 августа 2021 года, в День Воздушного Флота России, в Центральном музее ВВС (филиал ...
Передача уникального летального аппарата – многоцелевой летающей лодки Ш-2.

03.08.2021

31 июля 2021 года в рамках празднования 105-й годовщины создания авиации Военно-морского флота в Центральном музее Воен ...
Внимание!!! Внимание!!! Внимание!!!

16.07.2021

                           В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой к ...
Новый конкурс “Космолет будущего”

КОНКУРС! КОНКУРС!Мы рады сообщить о старте ежегодного конкурса детского рисунка.Тема 2021 года - "Космолёт будущего ...
Итоги дня открытых дверей 12 Июня 2021

18.06.2021

    12 июня 2021 года в Музее прошёл День открытых дверей, посвященный Дню России. Музей посетило более 21 тысячи ...
Благодарственное письмо

02.09.2021

 Коллективу ЦМ ВВС было вручено Благодарственное письмо от начальника Генерального штаба Вооруженных С ...