Новая выставка посвящённая А.М.Кованько

В Центральном музее Военно-воздушных сил (ЦМ ВВС), в зале № 1 открылась выставка, посвящённая 165-летию со дня рождения одного из первых руководителей отечественных ВВС генерал-лейтенанта Александра Кованько.
Александр Матвеевич родился в г. Петербурге в 1865 г. в семье потомственных дворян-выходцев из Полтавской губернии. В 1878 г. окончил Николаевское инженерное училище, в 1879 г. – Техническое гальваническое заведение. Служил подпоручиком в лейб-гвардии 4-м понтонном батальоне в Болгарии. Участвовал в русско-турецкой войне (1877–1878). Позднее стал начальником учебной гальванической команды лейб-гвардии Отдельного сапёрного батальона (г. Санкт-Петербург). В 1885 г. назначен делопроизводителем «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», а затем заведующим «Кадра военных воздухоплавателей» в её составе (с правами ротного командира). Это подразделение (22 чел.) – первая воздухоплавательная часть в русской армии с двумя свободными аэростатами «Сокол» и «Орёл» базировалось на полигоне Московско-Ямской слободы (Волково поле), ставшим первым в русской истории военным лётным полем. С тех пор, 33 года бессменно А.М.Кованько находился во главе становления отечественного военно-воздушного флота. В 1890 г. на базе «кадра» был создан Учебный воздухоплавательный парк (УВП, начальник – поручик А.М.Кованько), а в 1910 г. – Офицерская воздухоплавательная школа (с двумя отделениями – воздухоплавательным и авиационным), базировавшаяся в Гатчине (ОВШ, начальник – генерал-майор А.М.Кованько).

УВП был местом постройки, испытаний и исследований первых летательных аппаратов – воздушных шаров и аэростатов. А.М.Кованько лично участвовал в полётах на них (более 80 раз), в обучении воздухоплавательной команды телеграфной азбуке, обращении с полевыми телефонами. Он выступил родоначальником отечественного воздушного фотографирования в интересах боевой подготовки сухопутных войск. В ходе войсковых манёвров и морских учений с воздушных шаров и аэростатов стали вестись аэрофотосъёмка, ближняя разведка, корректировка артстрельб. К 1896 г. в Русской армии было уже 5 крепостных воздухоплавательных отделений, укомплектованных личным составом, подготовленным в УВП. Парк являлся и научным центром, сотрудничавшим с Главной физической обсерваторией, членом-корреспондентом которой был А.М.Кованько (1899).
В ходе русско-японской войны (1904-1905) полковник А.М.Кованько, командуя Восточно-Сибирским полевым воздухоплавательным батальоном, впервые организовал боевое применение привязных аэростатов для корректировки артогня и наблюдения за противником. В 1906 г. он был удостоен золотого Георгиевского оружия с надписью «За храбрость» и произведён в генерал-майоры, став первым российским генералом военного воздухоплавания.
Получили признание и научные изыскания А.М.Кованько. Шведское Королевское аэронавтическое общество присвоило ему звание Почётного члена, на Всемирной Парижской выставке он был удостоен высшей награды – Гран при «за совокупность изобретений и за пользу, принесённую воздухоплавательной науке» (1900), а наградной комитет Всемирной выставки в Сан-Луи (США) отметил его медалью (1904).
В 1909 г. на территории УВП были собраны первые 5 аэропланов, а в 1910 г. завершено строительство первого в России военного аэродрома. На нём начались полёты на аэропланах французского производства типа «Фарман». С созданием ОВШ в 1914 г. в Гатчине была организована первая военная авиационная школа лётчиков. Под началом А.М.Кованько в ней прошли подготовку первые русские летчики, ставшие гордостью русской авиации: М.А.Бабушкин, Г.Г.Горшков, Н.Н.Данилевский, Е.Н.Крутень, П.Н.Нестеров, И.У.Павлов, Е.В.Руднев, А.А.Ширинкин и др.
В Первую мировую войну (1914-1918) деятельность ОВШ вела подготовку кадров для воздухоплавательных подразделений действующей армии и внутренних военных округов. Продолжалась работа и по разработке новых типов аэростатов, включая управляемые (дирижабли, воздушные корабли). А.М.Кованько (лично и в соавторстве) сконструировал 2 дирижабля.

Один из дирижаблей – «Гигант» стал проектом совместной деятельности со старшим офицером ОВШ штабс-капитаном А.И.Шабским. К моменту выхода России из войны на фронтах было 59 корпусных, 28 армейских воздухоплавательных отрядов и несколько рот. Кадры и имущество для всех этих подразделений, а также их формирование, производила ОВШ.
За выдающиеся заслуги в строительстве и применении Военно-воздушного флота генерал-лейтенант (1913) А.М.Кованько был удостоен девяти орденов Российской империи и офицерского креста Французского ордена Почётного Легиона.
С увольнением в конце 1917 г. с военной службы и оставлением поста начальника ОВШ он некоторое время работал в Техническом комитете Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом РСФСР. В мае 1918 г. по состоянию здоровья ушёл в отставку и в апреле следующего года скончался в г. Одессе (ныне – в Украине). Был похоронен на территории местного Воздухоплавательного парка (ныне – 2-е христианское кладбище).
До сих пор как нельзя актуально звучат пророческие слова Александра Кованько, обращённые к потомкам: «Нельзя нам идти в хвосте иностранцев… Мы сами должны научиться строить аэропланы и моторы и уметь управлять ими. Воздушный флот нужен России не только как средство сообщения… Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где всё воздухоплавательное можно было бы делать дома, русскими руками, из русских материалов и по возможности русской системы».
В память об А.М.Кованько названа улица в г. Санкт-Петербурге, а Русским воздухоплавательным обществом выпущена медаль.
А.М.Кованько воспитал семерых детей. Оба сына стали военными лётчиками. Старший Александр (1889–1926) служил капитаном в одном авиаотряде с П.Н.Нестеровым и после его гибели возглавил отряд. После эвакуации Белой армии из Крыма оказался в Югославии, где построил один из первых югославских самолётов и обучил полётам многих пилотов авиации Королевства сербов, хорватов и словенцев. Погиб при испытании самолёта собственной конструкции. Младший Андрей (1894-1970) также дослужился до капитана, воевал на «Фарманах» и «Муромцах» в Русской и Белой армиях. Эмигрировал в Югославию, Францию и США. В 1930-е гг. совершил несколько рекордных перелетов. Лётчиками были и два зятя А.М.Кованько: Р.Л.Нижевский (1885-1968) летал на дирижаблях и самолётах «Илья Муромец», стал полковником, эмигрировал во Францию, а второй – М.Ф.Ивков (1889-…) дослужился до подполковника, а затем стал одним из организаторов авиации в Советской России.
В настоящее время, благодаря председателю Секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН Виталию Лебедеву, ЦМ ВВС установил связь с потомками генерала А.М.Кованько – внучкой Елизаветой Евгеньевной и правнучкой Марией Аугустайтене, которые любезно согласились передать в распоряжение музея часть материалов из семейного архива о своём знаменитом прародителе.




День открытых дверей «Авиационное Монино»
13.08.2022

110 лет ВВС России
12.08.2022

Посещение летательных аппаратов в летний период
11.08.2022

Конкурс детского рисунка «Стражи неба»
07.08.2022

ЦМ ВВС поздравляет с праздником – Днём ВДВ
02.08.2022

ЦМ ВВС поздравляет с Днём Военно-Морского Флота
31.07.2022

Музей Авиации посетил легендарный учёный в области авиации Геннадий Ашотович Амирьянц
30.07.2022

ЦМ ВВС посетила группа из «Аэроклуба ВВС»
19.07.2022

Урок мужества, посвящённый 85-ой годовщине со дня начала войны Китая с Японией
15.07.2022

14 июля 2022 г. состоится открытие выставки “Сталинские соколы в небе Китая”
12.07.2022

Центральный музей ВВС отметил 80-летие создания легендарного 930 авиаполка военно-транспортной авиации
05.07.2022

В ЦМ ВВС действует открытая выставка о первой в мире женщине, осваивавшей реактивную авиацию
01.07.2022

Делегация Федерации спортивной гимнастики России посетила ЦМ ВВС

Сверхмарафон «Дети против наркотиков – я выбираю спорт!» приняли в ЦМ ВВС
28.06.2022

ЦМ ВВС посетила группа авиаторов, принимавших участие в испытаниях и полётах на легендарном Ту-144
23.06.2022

ЦМ ВВС почтил память павших в Великой Отечественной войне
22.06.2022

В ЦМ ВВС открыли выставку о первом в мире беспосадочном перелёте экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в США
18.06.2022

ЦМ ВВС посетила российская команда по синхронному плаванию
15.06.2022

В Музее ВВС в Монино торжественно провели День России
12.06.2022

Открыта уникальная экспозиция «Форма одежды и снаряжение. От пилота-авиатора до космонавта (из фондов ЦМ ВВС)»
10.06.2022

Открытие новой уникальной экспозиции «Форма одежды и снаряжение. От пилота-авиатора до космонавта (из фондов ЦМ ВВС)»
05.06.2022

ЦМ ВВС поздравляет с днём создания Военно-транспортной авиации России
01.06.2022

РУССКИЙ ВИТЯЗЬ
26.05.2022

ЦМ ВВС провел «Ночь в музее»
25.05.2022

Мероприятия «Ночи Музеев» в ЦМ ВВС открыл военный оркестр

Совет ветеранов Монино провёл в ЦМ ВВС заседание, посвященное 30-летию создания организации

В ЦМ ВВС состоялся премьерный показ фильма «1941. Крылья над Берлином»

Военно-исторический русский мотоклуб «Mad Dogs MCC» (Москва) открыл очередной сезон-2022 в ЦМ ВВС
14.05.2022

Самолет Ли-2 из экспозиции ЦМ ВВС стал героем видеосюжета о Знамени Победы
13.05.2022

История отечественной авиации отмечает юбилей конструкторского бюро А.С. Яковлева
12.05.2022

Центральный музей ВВС отметил День Победы
09.05.2022

Волонтёры ЦМ ВВС накануне Дня Победы провели субботник у дома прославленного ветерана авиации Василия Решетникова
30.04.2022

Накануне Дня Победы ЦМ ВВС посетили юные пограничники
29.04.2022

«Юные гагаринцы» (Монино) провели в ЦМ ВВС сбор, посвященный Дню Победы
28.04.2022

Выставка «80 лет подвигу лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева».
27.04.2022

В Центральном Военном госпитале им. А.А.Вишневского рассказали о развитии отечественной авиации
21.04.2022

Открылась выставка, посвященная 120-летию Якова Смушкевича
19.04.2022

14.04.1902 г. родился Я.В. Смушкевич – начальник ВВС
14.04.2022

Мероприятие в поддержку линии Президента РФ
13.04.2022

13.04.1972 г. принят на вооружение истребитель МиГ-25П

Первые демонстрационные полеты вертолетной пилотажной группы «Беркуты»
11.04.2022

ЦМ ВВС и Театр Российской Армии ПРЕДСТАВЛЯЮТ
08.04.2022

Открыта выставка к 80-летию подвига Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева
07.04.2022

30 марта 2022 года, Монино
30.03.2022

3 марта 2022 г. Ту-134А в Музее
03.03.2022

Перевозка Ту-134А
02.03.2022

«Воздушный мост» Россия-Казахстан
25.01.2022

Торжественное мероприятие
15.01.2022

Ёлка в Музее
24.12.2021

Итоги научного мероприятия “Монино авиационное”
09.12.2021

5 декабря День волонтера
05.12.2021

Реэкспозиция открытой площадки музея
04.12.2021

“Космолет будущего” награждение победителей
28.11.2021

Итоги Конкурса детского рисунка “Космолет будущего”
20.11.2021

«Будем жизнью защищать Отчизну…»
к 80-летию формирования женских авиационных полков
07.11.2021

День армейской авиации России
28.10.2021

Высадка 46-го кедра
08.10.2021

В лучших традициях
02.10.2021

18 сентября презентация Аллеи Героев-авиаторов
08.09.2021

Новый экспонат Ан-26
28.08.2021

Передача уникального летального аппарата – многоцелевой летающей лодки Ш-2.
03.08.2021