Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Новая выставка посвящённая А.М.Кованько

В Центральном музее Военно-воздушных сил (ЦМ ВВС), в зале № 1 открылась выставка, посвящённая 165-летию со дня рождения одного из первых руководителей отечественных ВВС генерал-лейтенанта Александра Кованько.

Александр Матвеевич родился в г. Петербурге в 1865 г. в семье потомственных дворян-выходцев из Полтавской губернии. В 1878 г. окончил Николаевское инженерное училище, в 1879 г. – Техническое гальваническое заведение. Служил подпоручиком  в лейб-гвардии 4-м понтонном батальоне в Болгарии. Участвовал в русско-турецкой войне (1877–1878). Позднее стал начальником учебной гальванической команды лейб-гвардии Отдельного сапёрного батальона (г. Санкт-Петербург). В 1885 г. назначен делопроизводителем «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты      и сторожевых вышек к военным целям», а затем заведующим «Кадра военных воздухоплавателей» в её составе (с правами ротного командира). Это подразделение (22 чел.) – первая  воздухоплавательная часть в русской армии с двумя свободными аэростатами «Сокол» и «Орёл» базировалось на полигоне Московско-Ямской слободы (Волково поле), ставшим первым в  русской  истории военным лётным полем. С тех пор, 33 года бессменно А.М.Кованько находился во главе становления отечественного военно-воздушного флота. В 1890 г. на базе «кадра» был создан Учебный воздухоплавательный парк (УВП, начальник – поручик А.М.Кованько), а в 1910 г. – Офицерская воздухоплавательная школа (с двумя отделениями – воздухоплавательным и авиационным), базировавшаяся в Гатчине (ОВШ, начальник – генерал-майор А.М.Кованько).

УВП был местом постройки, испытаний и исследований первых летательных аппаратов – воздушных шаров и аэростатов. А.М.Кованько лично участвовал в полётах на них (более 80 раз), в обучении воздухоплавательной команды телеграфной азбуке, обращении с полевыми телефонами. Он выступил родоначальником отечественного воздушного фотографирования в интересах боевой подготовки сухопутных войск. В ходе войсковых манёвров и морских учений с воздушных шаров и аэростатов стали вестись аэрофотосъёмка, ближняя разведка, корректировка артстрельб. К 1896 г. в Русской армии было уже 5 крепостных воздухоплавательных отделений, укомплектованных личным составом, подготовленным в УВП. Парк являлся и научным центром, сотрудничавшим с Главной физической об­серваторией, членом-корреспондентом которой был А.М.Кованько (1899).

В ходе русско-японской войны (1904-1905) полковник А.М.Кованько, командуя Восточно-Сибирским полевым воздухоплавательным батальоном, впервые организовал боевое применение привязных   аэростатов для корректировки артогня и наблюдения за противником. В 1906 г. он был удостоен золотого Георгиевского оружия с надписью «За храбрость» и произведён в генерал-майоры, став первым российским генералом военного воз­духоплавания.

Получили признание и научные изыскания А.М.Кованько. Шведское Королевское аэронавтическое общество присвоило ему звание Почётного члена, на Всемирной Парижской выставке он был удостоен высшей награды – Гран при «за совокупность изобретений и за пользу, принесённую воздухоплавательной науке» (1900), а наградной комитет Всемирной выставки в Сан-Луи (США) отметил его медалью (1904).

В 1909 г. на территории УВП были собраны первые 5 аэропланов, а в 1910 г. завершено строительство первого в России военного аэродрома. На нём начались полёты на аэропланах французского производства типа «Фарман». С созданием ОВШ в 1914 г. в Гатчине была организована первая военная авиационная школа лётчиков.  Под началом А.М.Кованько в ней прошли подготовку первые русские летчики, ставшие гордостью русской авиации: М.А.Бабушкин, Г.Г.Горшков, Н.Н.Данилевский, Е.Н.Крутень, П.Н.Нестеров, И.У.Павлов, Е.В.Руднев, А.А.Ширинкин и др.

В Первую мировую войну (1914-1918) деятельность ОВШ вела подготовку кадров для воздухоплавательных подразделений действующей армии и внутренних военных округов. Продолжалась работа и по разработке новых типов аэростатов, включая управляемые (дирижабли, воздушные корабли). А.М.Кованько (лично и в соавторстве) сконструировал 2 дирижабля.

Один из дирижаблей – «Гигант» стал проектом совместной деятельности со старшим офицером ОВШ штабс-капитаном А.И.Шабским. К моменту выхода России из войны на фронтах было 59 корпусных, 28 армейских воздухоплавательных отрядов и несколько рот. Кадры и имущество для всех этих подразделений, а также их формирование, производила ОВШ.

За выдающиеся заслуги в строительстве и применении Военно-воздушного флота генерал-лейтенант (1913) А.М.Кованько был удостоен девяти орденов Российской империи и офицерского креста Французского ордена Почётного Легиона.

С увольнением в конце 1917 г. с военной службы и оставлением поста начальника ОВШ он некоторое время работал в Техническом комитете Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом РСФСР. В мае 1918 г. по состоянию здоровья ушёл в отставку и в апреле следующего года скончался в г. Одессе (ныне – в Украине). Был похоронен на территории местного Воздухоплавательного парка (ныне – 2-е христианское кладбище).

До сих пор как нельзя актуально звучат пророческие слова Александра Кованько, обращённые к потомкам: «Нельзя нам идти в хвосте иностранцев…  Мы сами должны научиться строить аэропланы и моторы и уметь управлять ими. Воздушный флот нужен России не только как средство сообщения… Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где всё воздухоплавательное можно было бы делать дома, русскими руками, из русских материалов и по возможности русской системы».                                                      

В память об А.М.Кованько названа улица в г. Санкт-Петербурге, а Русским воздухоплавательным обществом выпущена медаль.

А.М.Кованько воспитал семерых детей. Оба сына стали военными лётчиками. Старший Александр (1889–1926) служил капитаном в одном авиаотряде с П.Н.Нестеровым и после его гибели возглавил отряд. После эвакуации Белой армии из Крыма оказался в Югославии, где построил один из первых югославских самолётов и обучил полётам многих пилотов авиации Королевства сербов, хорватов и словенцев. Погиб при испытании самолёта собственной конструкции. Младший Андрей (1894-1970) также дослужился до капитана, воевал на «Фарманах» и «Муромцах» в Русской и Белой армиях. Эмигрировал в Югославию, Францию и США. В 1930-е гг. совершил несколько рекордных перелетов. Лётчиками были и два зятя А.М.Кованько: Р.Л.Нижевский (1885-1968) летал на дирижаблях и самолётах «Илья Муромец», стал полковником, эмигрировал во Францию, а второй – М.Ф.Ивков (1889-…) дослужился до подполковника, а затем стал одним из организаторов авиации в Советской России.

В настоящее время, благодаря председателю Секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН Виталию Лебедеву, ЦМ ВВС установил связь с потомками генерала А.М.Кованько – внучкой Елизаветой Евгеньевной и правнучкой Марией Аугустайтене, которые любезно согласились  передать в распоряжение музея часть материалов из семейного архива о своём знаменитом прародителе.


18 сентября презентация Аллеи Героев-авиаторов

08.09.2021

Приглашаем всех желающих посетить наше мероприятие. ...
Новый экспонат Ан-26

28.08.2021

Новый экспонат в разобранном виде доставили на открытую площадку ЦМ ВВС на четырех автомобильных тралах. АН-26 Советский ...
Добавь Музею красок!

20.08.2021

  Центральный музей Военно-воздушных сил приглашает жителей Москвы и Московской области принять уч ...
Итоги дня открытых дверей 15.08.2021

17.08.2021

ФЕСТИВАЛЮ «ЧИСТОЕ НЕБО» БЫТЬ 15 августа 2021 года, в День Воздушного Флота России, в Центральном музее ВВС (филиал ...
Передача уникального летального аппарата – многоцелевой летающей лодки Ш-2.

03.08.2021

31 июля 2021 года в рамках празднования 105-й годовщины создания авиации Военно-морского флота в Центральном музее Воен ...
Внимание!!! Внимание!!! Внимание!!!

16.07.2021

                           В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой к ...
Новый конкурс “Космолет будущего”

КОНКУРС! КОНКУРС!Мы рады сообщить о старте ежегодного конкурса детского рисунка.Тема 2021 года - "Космолёт будущего ...
Итоги дня открытых дверей 12 Июня 2021

18.06.2021

    12 июня 2021 года в Музее прошёл День открытых дверей, посвященный Дню России. Музей посетило более 21 тысячи ...
Благодарственное письмо

02.09.2021

 Коллективу ЦМ ВВС было вручено Благодарственное письмо от начальника Генерального штаба Вооруженных С ...