Тяжелый транспортный вертолет В-12 (Ми-12)
Опытное конструкторское бюро М.Л. Миля в 1963 году приступило к разработке тяжелого транспортного вертолета с четырьмя газотурбинными двигателями, рассчитанного на транспортировку крупногабаритных грузов (прежде всего-баллистических ракет) массой не менее 25 тонн. Стотонный вертолет В-12 (условное обозначение НАТО «Homer»), спроектированный и построенный в 1967 году под руководством М.Н. Тищенко на основе опыта эксплуатации тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10, до сих пор является непревзойденным по всем основным параметрам. В результате проработки нескольких вариантов схемы было принято решение построить вертолет по необычной поперечной схеме, хотя при этом возникло много новых проблем. На вертолете В-12 с большой степенью унификации применены агрегаты несущей системы от вертолета Ми-6, что сократило время на его разработку. 27 июня 1967 года летчик-испытатель В.П. Колошенко впервые поднял В-12 в воздух. Иностранцы называли В-12 «крылатый бык» и стали именовать его Ми-12, что и закрепилось неофициально за вертолетом, хотя марка «Ми» обычно присваивалась поступившим на вооружение машинам.
Вертолет Ми-12 выполнен по поперечной аэродинамически симметричной схеме с высокорасположенным крылом обратного сужения, килем с рулем поворота, стабилизатором с рулем высоты и концевыми шайбами. Силовая установка состоит из четырех мощных форсированных двигателей Д-25ВФ (главный конструктор П.А. Соловьев), попарно установленных на концах пространственных ферм, часть стержней которых образуют крыло обратного сужения. Размещение двигателей вблизи несущих винтов позволило уменьшить массу трансмиссии и вертолета в целом. Каждая пара двигателей имеет свой главный редуктор. Несущие винты имеют по пять лопастей.
Фюзеляж состоит из носовой части, грузовой кабины и хвостовой части. В носовой части расположена двухпалубная кабина экипажа: внизу — два летчика, бортинженер и бортэлектрик, вверху — штурман и бортрадист. Грузовая кабина имеет большие размеры, примерно совпадающие с размерами кабины самолета — гиганта Ан-22. Шасси — трехопорное. Передняя опора — самоориентирующаяся с двумя колесами. Основные двухколесные опоры крепятся к вертикальным стойкам левой и правой ферм. Сзади фюзеляжа расположены дополнительные хвостовые опоры, позволяющие загружать тяжелую технику в грузовую кабину. Топливо расположено в крыльевых и наружных подвесных топливных баках. Управление расходом топлива — автоматическое. Установленные на вертолете четырехканальный автопилот АП — 44 и система автоматического поддержания заданной частоты вращения несущего винта упрощают пилотирование. В кабине летчиков стоят обычные органы управления: ручка циклического шага, рычаг общего шага и педали.
Несмотря на свои уникальные характеристики Ми-12 так и не поступил в серийное производство и эксплуатацию. Он был изготовлен всего в двух опытных экземплярах. Главная причина заключалась в том, что задача, для выполнения которой создавался вертолет, — обеспечение мобильного базирования баллистических ракет стратегического назначения — к концу 60-х гг. потеряла актуальность. Концепция базирования ракет была изменена и некоторые ракеты, под которые разрабатывался Ми-12, были сняты с производства. Опытный вертолет Ми-12 выполнил более 122 полета и 77 висений, при этом достаточно легко управлялся и обладал хорошей устойчивостью. Он показал преимущества поперечной схемы: большую скороподъемность, хорошие характеристики на планировании, высокую точность расчета на посадку.
Свою надежность Ми-12 продемонстрировал при перелете на аэрокосмическую выставку в Ле — Бурже (Франция) в 1971 году. На выставке авиационные специалисты были поражены не только выдающимися данными вертолета, но и оригинальным решением конструктивных проблем, связанных с компоновкой двигателей. Зарубежная пресса отмечала: «Самый тяжелый в мире вертолет Ми — 12 затмевает почти все другие экспонаты в Бурже». На Ми-12 было установлено 7 мировых рекордов, в том числе в августе 1969 года экипажем летчика-испытателя В.П. Колошенко — грузоподъемности для винтокрылых машин, который и до сих пор остается непревзойденным: вертолет легко поднял груз более 40 тонн на высоту 2250 м. Это достижение отмечено присуждением (во второй раз) опытному конструкторскому бюро М.Л. Миля международного приза имени Игоря Сикорского.
Вертолет Ми-12 зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса как самый большой вертолет в мире. Экспонируемый в музее вертолет Ми-12 является второй опытной машиной ОКБ, построенный в 1972 году на Московском вертолетном заводе. Прилетел в Монино самостоятельно с опытного завода ОКБ Миля 28 августа 1975 года. В 2012 году произведен косметический ремонт вертолета представителями ОКБ Миля. Салон вертолета и кабина экипажа поддерживаются в экспозиционном состоянии волонтерами «Фонда содействия музею ВВС». Является Памятником науки и техники России.


Двигатель ГТД Д-25Ф | 4 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 4780 (6500) |
Экипаж, чел. | 6 |
Взлетная масса, кг | 102000 |
Дальность полета, км | 440 |
Mакс. скорость, км/час | 260 |
Потолок, м | 3500 |
Грузоподъемность, кг | 25000 |

Срок действия сертификатов окончен
19.01.2021

Объявлен конкурс на замещение вакантных должностей
07.04.2021

Музей подготовил комплекс памятных мероприятий
06.04.2021