Главная / Гондола стратостата «СССР-1»

Гондола стратостата «СССР-1»

30-е годы XX века ознаменовались полетами стратостатов — высотных аэростатов с герметической гондолой, которые позволили вести разнообразные исследования (в первую очередь — космических лучей) на высотах более 16 километров. На протяжении полутора десятилетий, до появления реактивных самолетов, а также геофизических и метеорологических ракет, стратостаты и радиозонды оставались единственными летательными аппаратами, позволявшими проводить прямые измерения физических параметров высоких слоев атмосферы. В аэростатных исследованиях стратосферы активное участие принял СССР, бросивший вызов ведущим странам Запада.

9 января 1932 года в Москве председатель Гидрометеорологического комитета РСФСР Н. Н. Сперанский созвал первое заседание по изучению стратосферы. На этом заседании был заслушан доклад метеоролога В. И. Виткевича о задачах изучения стратосферы и образована Комиссия по изучению стратосферы под его председательством. Первое заседание Комиссии состоялось 22 января. На нем был намечен план работ, включавший также постройку стратостата для подъёма с людьми на высоту 20—25 километров. Члену комиссии М. Н. Канищеву было поручено разработать проект стратосферного аэростата. Работу по созданию стратостата возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г. А. Прокофьев. В проектировании и постройке принимали участие Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС, кафедра воздухоплавания Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского, Научно-исследовательский институт резиновой промышленности и другие организации.

Стратостат получил название СССР-1. Запуск стратостата состоялся в Подмосковье 30 сентября 1933 года в 08 часов 40 минут. Достигнув рекордной высоты, в адрес ЦК ВКП(б), Реввоенсовета, Совнаркома стратонавты направили радиограмму:

ЦК ВКП(б) — тов. СТАЛИНУ. 
Реввоенсовет — тов. ВОРОШИЛОВУ. 
Совнаркому СССР — тов. МОЛОТОВУ.

Экипаж первого советского стратостата выполнил поставленную перед ним задачу и сообщает о благополучном завершении подъема стратостата «СССР» на высоту 19000 м (по приборам). Экипаж готов к дальнейшей работе по овладению стратосферой.

Командир стратостата «СССР» Прокофьев. Пилот Бирнбаум. Инженер Годунов.

В тот же день около 17 часов стратостат приземлился около Коломенского завода. Специально сформированная комиссия зафиксировала мировой рекорд высоты. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 14 ноября 1933 года все организаторы и участники полёта были награждены орденами. Ордена Ленина получили члены экипажа стратостата Г.А. Прокофьев, К.Д. Годунов, Э.К. Бирнбаум, а также С.Л. Марголин, В.А. Чижевский, И.Г. Моисеев, Е.Н. Кузина, участвовавшие в постройке «СССР-1»:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР О НАГРАЖДЕНИИ ОРГАНИЗАТОРОВ И УЧАСТНИКОВ ПОЛЁТА В СТРАТОСФЕРУ

Отмечая блестящее выполнение задания правительств организаторами и участниками полёта стратостата «СССР», вписавшими новые славные страницы в историю Советской авиации и изучение стратосферы, а также исключительную энергию и знание дела рабочих и конструкторов по постройке стратостата, Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет

НАГРАДИТЬ ОРДЕНОМ ЛЕНИНА:

1. ПРОКОФЬЕВА Георгия Алексеевича
командира-летчика — за выдающиеся заслуги в деле организации в руководства полёта в стратосферу в качестве командира первого в Союзе ССР стратостата, достигшего мирового рекорда высоты.

2. ГОДУНОВА Константина Дмитриевича
начальника конструкторского бюро Научно-опытного института резиновой промышленности — за выдающиеся заслуги в конструкции стратостата и личное участие в полёте в стратосферу.

3. БИРНБАУМА Эрнеста Карловича
помощника начальника 1-го сектора управления боевой подготовки УВВС РККА — за выдающиеся заслуги в деле организации полёта в стратосферу и личное участие в полёте в качестве пилота-воздухоплавателя.

4. МАРГОЛИНА Семена Леонтьевича
директора завода № 39 — за исключительные заслуги в деле организации полёта в стратосферу и непосредственное личное участие в руководстве постройкой гондолы первого стратостата в Союзе ССР.

5. ЧИЖЕВСКОГО Владимира Антоновича
начальника бригады Центрального конструкторского бюро заводе № 39 — за выдающиеся технические заслуги при непосредственном конструировании гондолы первого в Союзе ССР стратостата.

6. МОИСЕЕВА Ивана Георгиевича
рабочего-бригадира завода № 39, проводившего собственноручно наиболее ответственные работы по изготовлению гондолы стратостата.

7. КУЗИНУ Елену Николаевну
начальника первой секции Научно-исследовательского института резиновой промышленности — за выдающиеся технические заслуги при разработке технологического процесса балонной ткани и личное изготовление рецептуры для неё.

НАГРАДИТЬ ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ:

8. ГАРАКАНИДЗЕ Владимира Георгиевича
инженера-пилота Дирижаблестроя — за исключительно умелую организацию всех работ на старте и заполнение стратостата водородом.

НАГРАДИТЬ ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ:

9. ЛЕВИТИНУ Геку Аврамовну
инженера Научно-исследовательского института резиновой промышленности — за активное участие в изготовлении рецептуры оболочки стратостата и особо тщательную проверку материалов в лабораторных условиях.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М. КАЛИНИН
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР А. ЕНУКИДЗЕ
Москва, Кремль
14 ноября 1933 года

https://imgprx.livejournal.net/747fff852cafdab037e38f23f134685d7142866f/Gk1ZjXwNDWlIgiGX03ls8FFVFqMvG1lxr-qExeWBS8ZnJDQbi_YPFbFCuck50NaGVQSwxQ4LDQP82HwAYGTSfOCOilURY1BsYOnoFQ-QDeo

Командир стратостата Прокофьев делает последнюю проверку стратосферного оборудования, Москва, 30 сентября 1933.

http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VIET/STRATO/STRATO02.JPGГ.А. Прокофьев, К.Д. Годунов и Э.К. Бирнбаум в гондоле «СССР-1», 1933 г.

 На лето 1935 г. был намечен полет стратостата «СССР-1 бис». Свое название стратостат получил потому, что на нем использовались оболочка и гондола стратостата «СССР-1». Вместе с тем он был оборудован гондольным (забортным) парашютом диаметром 34 м и площадью до 1000 м2, разработанным военным инженером М.А. Савицким и инженером И.Л. Глушковым. Такой парашют включался в комплект стратостата впервые в мировой практике. С его помощью гондола могла в аварийной ситуации спуститься, отделившись от оболочки.

В состав экипажа стратостата входили: командир — военный пилот-воздухоплаватель X.Я. Зилле, второй пилот — военный инженер Ю.П. Прилуцкий, научный сотрудник — исследователь космических лучей профессор А.Б. Вериго. 26 июня 1935 г. стратостат поднялся на рассвете в 5.25 из Кунцева. Начальник старта — комбриг Г.А. Прокофьев, под руководством которого проходил летную подготовку X.Я. Зилле. Научная программа полета включала исследование космических лучей, в том числе изучение изменения их интенсивности с высотой и выяснение характера изменения коэффициента поглощения. Подъем проходил несколько быстрее обычного, и уже через полтора часа после старта стратостат достиг потолка — 16000 м. Экипаж провел все необходимые замеры, сделал снимки следов космических лучей с помощью камеры Вильсона.

Казалось, ничто не предвещало беды, но внезапно начался самопроизвольный спуск. После отметки 15000 м скорость спуска резко возросла. Стало ясно, что из оболочки идет утечка водорода. Гондолу трясло и мотало из стороны в сторону. После аварийного сброса балласта скорость снижения несколько уменьшилась, но все же оставалась угрожающе большой. Так как в случае применения забортного парашюта не была исключена вероятность потери гондолы с ценной аппаратурой и результатами исследований, то X.Я Зилле отдал приказ другим участникам полета прыгать с парашютом. Первым на высоте 3500 м покинул гондолу профессор Вериго, за ним на высоте 2500 м последовал Ю.П. Прилуцкий. Он прыгнул с затяжкой, проявив мужество и хладнокровие. X.Я. Зилле остался в гондоле один. Отдав балласт, он уменьшил скорость снижения. В оболочке еще оставался газ, и скорость снижения не превышала трех метров в секунду, но Зилле решил все-таки принять все меры предосторожности. Когда высота достигла 2000 м, он вылез из гондолы и встал на ступеньках внешней металлической лестницы. Гондола мягко коснулась земли, а оболочка легла по ветру. Научная аппаратура оказалась в полной исправности. Спуск стратостата произошел у деревни Труфаново, под Тулой.

За успешное выполнение ответственного задания, за мужество и отвагу, проявленные во время полета и при спуске в трудных условиях, экипаж стратостата был награжден орденами Ленина.

http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VIET/STRATO/STRATO04.JPG

Подготовка к полету «СССР-1-бис».

Гондола стратостата «СССР-1» была доставлена в музей в 1960 году из Центрального Дома авиации и космонавтики.