Главная / Двигатель Уфимцева АДУ-4

Двигатель Уфимцева АДУ-4

Двигатель Уфимцева АДУ-4 — первый русский бензиновый авиационный двигатель — был получен музеем 11 октября 1960 года из Центрального Дома авиации и космонавтики. Является памятником науки и техники. Курский изобретатель А.Г. Уфимцев, механик-самоучка, в 1910-1911 годах при создании мотора применил необычную биротативную схему. У такого мотора коленчатый вал вращался в одну сторону, а картер — в другую. Это позволило уменьшить нагрузку на подшипники и избавиться от воздействия гироскопического момента. В 1912 году А.Г. Уфимцев спроектировал новый шестицилиндровый двухтактный биротативный двигатель с улучшенной продувкой цилиндров. Были существенно изменены параметры и конструкция основных узлов. Диаметр цилиндров составлял 100 мм, ход поршня — 120 мм, частота вращения вала и цилиндров — 1000 об/мин, расчётная мощность — 65-70 л. с. при массе двигателя 58 кг. Двигатель был построен на Брянском паровозостроительном заводе и получил наименование АДУ-4. Его испытания и доводка не были завершены. А.Г. Уфимцев оставил работы в авиации, так как экспериментальная и производственная база не позволяла создать надёжный биротативный двигатель. К тому же он не получал никакой поддержки со стороны государства. Позже Уфимцев занимался разработкой и постройкой двигателей для сельскохозяйственных машин, а затем конструированием ветряных двигателей. АДУ-4 в 1912 году экспонировался на Второй международной воздухоплавательной выставке в Москве. Жюри под председательством профессора Н.Е. Жуковского за интересную идею присудило А.Г. Уфимцеву Большую серебряную медаль.