Главная / Двигатель М-4 («Испано-200»)

Двигатель М-4 («Испано-200»)

Восьмицилиндровый \/-образный двигатель М-4 («Испано-200») мощностью 200 лошадиных сил находится в музее с 2001 года. В рамках программы развития автомобильной и авиационной промышленности России в конце 1916 году во Франции была приобретена лицензия на мотор «Испано-Сюиза». Через два года штаб Воздушного флота выдал заводу «Мотор» в Москве заказ на 100 таких двигателей под названием «Русский Испано» или «Испано-200». Два головных образца требовалось предъявить к 1 января 1920 года. За основу взяли модель «Испано-Сюиза 8ВЬ» с понижающим редуктором, но переработали конструкцию в соответствии с имевшимся оборудованием, материалами и комплектующими. Весь 1919 год ушёл на освоение технологии и подготовку оснастки. Задержки были вызваны нехваткой комплектующих, в частности, магнето, необходимостью освоения технологии отливки алюминиевых поршней, а также отъездом из России французских специалистов. Первый мотор был выпущен только в июле 1920 года, его испытания завершили 24 марта 1921 года. Он оказался на 4 кг тяжелее оригинала, а его надёжность оставляла желать лучшего. В 1923 году, после введения унифицированной системы обозначений авиационных двигателей, «Испано-200» переименовали в М-4. Выпущенные моторы использовались в качестве запасных для импортных самолётов. До 1922 года изготовили всего 36 экземпляров, затем «Русский Испано» сняли с производства как устаревший.