Центральный музей Военно-воздушных сил

Московская область, г.о. Щёлково, р.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4

Великая Отечественная война показала, что концепция о ненужности тяжелой бомбарди­ровочной авиации или ограниченности ее применения была неправильной и стране не­обходим дальний тяжелый (стратегический) бомбарди­ровщик. Поэтому в начале 1945 года опытное конст­рукторское бюро А.Н. Туполева получает за­дание на разработку четырехмоторного бомбардировщика – проект “64”.  Работы по постройке самолета были начаты, но неожиданно Туполев А.Н. получает новое задание – построить бомбардировщик Ту-4, взяв за основу готовый самолет – американскую летающую «сверхкрепость» Боинг  В-29. Это решение объяснялось, наверное, тем. что в Советском Союзе завершались работы по созданию атомного оружия, а носителя это­го оружия в стране не было. А бомбардировщик В-29 был первым носителем атомной бом­бы, именно с него были сброшены атомные боеприпасы на Хиросиму и Нагасаки.

Ту-4 (условное обозначение НАТО «Bull» был разработан и изготовлен очень быстро, в течение двух лет, благодаря доставленным в Москву трех самолетов В-29, совершивших вынужденную посадку на Дальнем Востоке. И уже 1 мая 1947 года первые три самолета Ту-4 пролетели над Красной площадью.  А в июле 1947 году состоялся первый полет серийного самолета.  Командир экипажа летчик Н.С. Рыбко. В этом же году в августе на авиационном параде их было пять, а на ноябрьские праздники их пролетело уже семь.

Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4 имеет нормальную аэродинамическую конфи­гурацию: среднерасположенное трапециевид­ное крыло большого удлинения с небольшим положительным поперечным V. На крыле имеются 4 мотогондолы поршневых двигате­лей, средние мотогондолы используются для уборки основных ног шасси. Конструкция самолета цельнометалличе­ская с полотняной обшивкой элеронов и ру­лей.

Фюзеляж боль­шого диаметра без выступающего фонаря ка­бины летчиков. Конструктивно делится на пять частей разъем­ных в эксплуатации. Конструкция фюзеляжа состоит их 60 шпангоутов и 40 стрингеров. Толщина дюралевой обшивки изменяется в большом диапазоне, в зависимости от требо­ваний прочности. Наружная сторона листов обшивки покрыта анодной противокоррозион­ной пленкой. Кабины и лаз между кабинами выполнены герметическими. До высоты полета 7000 м давление в кабине соответствует давлению на высоте 2500 м в атмосфере. Вся внутренняя поверхность герметических кабин и лаза по­крыта теплоизоляционным материалом из оленьей шерсти. В передней кабине размещены шесть чело­век: первый и второй летчики, штурман-бомбардир, бортинженер, штурман-навигатор, бортрадист; в средней кабине – четверо: три стрелка и штурман-оператор; в кормовой ка­бине находится один стрелок. На борту само­лета может находится резервный член экипажа – борттехник.

В крыле помещаются 22 мягких бака общей емкостью 20180 л. Кроме того, в пе­реднем бомбовом отсеке могут подвешиваться три дополнительных бака емкостью 7620 л на случай длительного полета с меньшей бомбо­вой нагрузкой. Силовая установка Ту-4 состоит из четырех двигателей АШ-73ТК конструкции А.Д. Шве­цова. Каждый из этих двигателей снабжался двумя турбокомпрессорами ТК-19. Двухряд­ные звездообразные 18-цилиндровые поршне­вые двигатели АШ-73ТК имели воздушное охлаждение. Шасси самолета: трехопорное с носовой опорой, на каждой опоре по два колеса. Подъем и выпуск шасси произ­водится винтовыми подъемниками и самотор­мозящимися винтовыми парами, которые при­водятся в действие электромеханизмами. Ко­леса главных ног оборудованы гидравличе­скими тормозами.

В состав оборудования самолета включены радиостанции – связная РСБ-70, командные РСБ-5 и РСУ-5, аварийная АВРА-45; радио­компас АРК-5, маркерный радиоприемник МРП-48, система слепой посадки “Материк”, переговорное устройство СПУ-14М, радиовы­сотомеры малых (РВ-2) и больших высот (РВ-10), система радиоопознавания, радиолокаци­онная станция “Кобальт-М” для бомбометания со средних и больших высот в условиях отсут­ствия оптической видимости целей.

Благодаря бомбардировщику Ту-4 совет­ская авиационная промышленность освоила новую американскую технологию цельноме­таллического самолета. Были разработаны новые материалы, полуфабрикаты и бортовое оборудование. По типу Ту-4 конструировались и выпускались наши дальние поршневые бом­бардировщики Ту-80 и Ту-85. Прогрессивная технология производства Ту-4 была использо­вана при работе над реактивными бомбарди­ровщиками. Самолет Ту-4 применялся в вариантах но­сителя и заправщика. Часть самолетов осна­щалась крыльевой системой дозаправки в воз­духе. Были разработаны также модификации Ту-4К, вооруженная двумя противокорабель­ными УР КС, Ту-4Т (транспортно-десантный на 28 десантников), пассажирский вариант Ту-4, который назывался Ту-70, на 72 пассажир­ских кресла. На базе Ту-4 была создана ле­тающая лаборатория Ту-4ЛЛ для испытаний новых силовых установок.  Было построено около 1300 бомбардиров­щиков Ту-4. Это первые в СССР самолеты, способные нести ядерное оружие.

Самолет Ту-4, находящийся в музее, выпу­щен заводом № 22 в Казани в марте 1952 года. Экс­плуатировался до конца 1958 года, налетал 1540 часов, совершил 2004 посадки. Последний полет на нем выполнил летчик Алтухов 7 октября 1958 года, приземлив машину на аэродроме Монино. После закрытия монинского аэродрома, Ту-4 передан музею 9 декабря 1958 года. Он стал одним из первых его экспонатов. Имеет сертификат памятника науки и техники, является национальным достоянием России. Единственный сохранившийся экземпляр Ту-4.

Поршневой двигатель АШ-73 тк4
Тяга двигателя, кВт (л.с.)1 770 (2 400)
Экипаж, чел.11
Взлетная масса, кг54 500
Дальность полета, км6 200
Mакс. скорость,  км/час558
Потолок, м11 200
Вооружение:
– пушка НС-23
– бомбовая нагрузка, кг

10
8 000

Итоги дня открытых дверей 12 Июня 2021

18.06.2021

    12 июня 2021 года в Музее прошёл День открытых дверей, посвященный Дню России. Музей посетило более 21 тысячи ...
Ежегодная всероссийская акция “Ночь музеев – 2021”

12.05.2021

✈ 15 мая 2021 года с 16.00 до 23.00 часов Центральный музей Военно-воздушных сил открывает свои двери для бесплатно ...
Благодарность

Музей благодарит компанию Kärcher за оказанную помощь в приведении летательного аппарата Ми-12 в экспозиц ...