60 лет со дня первого полета пассажирского самолета Ил-62 с 4 ТРДАЛ-7ПБ, экипаж В.К.Коккинаки
2 января исполняется 60 лет со дня первого полета Ил-62, — пассажирского самолета, ставшего одним из символов советского авиастроения.
Изначально проектированием нового самолета должно было заниматься ОКБ Туполева. Но туполевцы были сильно загружены другими проектами, и за дело взялся другой советский авиаконструктор Сергей Ильюшин. Он предложил разработать самолет с четырьмя турбореактивными двигателями, способный перевозить 150 пассажиров на расстояние до 8500 километров.

Предложение было принято, и 18 июня 1960 года вышло постановление совета министров о проектировании самолета и одновременно – нового двигателя НК-18.
Выбранная Ильюшиным схема с размещением всех четырех двигателей в хвосте фюзеляжа была применена в СССР впервые. Она позволяла:
– получить на самолете «чистое» крыло с высоким аэродинамическим качеством;
– использовать эффективную механизацию крыла, дающую высокие взлетно-посадочные характеристики;
– удалить двигатели от топливных баков, а значит – повысить безопасность;
– снизить шумность в салоне.
С задним расположением двигателей связана специфичная центровка, благодаря которой центр массы пустого самолета находится позади основных стоек шасси. Поэтому для предотвращения опрокидывания на стоянке самолет имел выпускаемую вертикально четвертую опору шасси. А в случае необходимости перелета пустого самолета в передней части фюзеляжа предусмотрен бак для воды на 3700 литров.
Разработка интерьера салона велась с позиций «принципа приятной простоты». Пассажировместимость колебалась от 168 до 122 мест, во всех вариантах кабина была разделена на два салона центральным буфетом.
Ильюшин считал, что для обеспечения максимальной надежности и безопасности конструкция Ил-62 должна быть максимально простой. Поэтому Ил-62 оказался самолетом с безбустерным управлением, в котором лишь усилия пилота отклоняли поверхности рулей.
Первый самолет был готов спустя всего два с половиной года после постановления правительства. Уже в сентябре 1962 года опытный Ил-62 вывели на летное поле в Жуковском. Когда Хрущеву доложили о готовности самолета, он пожелал лично ознакомиться с машиной. Во время осмотра начал накрапывать дождь, и Ильюшин предложил генсеку осмотреть лайнер изнутри. Не успел Хрущев ступить на борт самолета, как услышал в салоне проникновенное звучание песни «рiдна мати моя, ти ночей недоспала…», после чего перед ним бегущей волной зажглись пассажирские салоны.
Впечатленный Хрущев произнес: «Какой хороший, какой прекрасный самолет».
Первый полет состоялся 2 января 1963 года под командованием летчика-испытателя Владимира Коккинаки.
Ил-62 стал последним самолетом, спроектированным Сергеем Ильюшиным и последней машиной, испытанной прославленным летчиком Коккинаки.

На основе положительной оценки самолета 1 февраля 1964 года правительство решило начать серийное производство на Казанском авиазаводе – уже с новыми двигателями НК-8-2.
Правда, выполнение летных испытаний было сорвано 25 февраля 1965 года, когда выполнявший 127 взлет лайнер разбился, едва отделившись от земли. Тогда в авиакатастрофе погибли десять испытателей. 11 июля 1967 года экипаж Егорова выполнил на Ил-62 дальний перелет по маршруту Мурманск-Северный полюс-Свердловск-Москва для проверки точности работы пилотажно-навигационного оборудования в экстремальных для него условиях, а 8 сентября начались регулярные пассажирские перевозки на Ил-62 сначала на авиалинии Москва – Алма-Ата, а затем и на других внутренних и международных воздушных линиях.
Кроме «Аэрофлота» самолеты Ил-62 поставлялись также авиакомпаниям Чехословакии, ГДР, Китая, Польши. Всего за рубеж было поставлено 30 самолетов. Ил-62 даже арендовались авиакомпаниями Air France и Japan Airlines для работы на дальних авиалиниях.
Серийное производство базовой модели было прекращено в 1970 г. в связи с началом серийного производства Ил-62М. Модифицированный самолет отличался усиленной конструкцией планера, двумя щелевыми закрылками, более мощными и экономичными двигателями Д-30КУ, дополнительным топливным баком.
Комичный случай с «пожаром» Ил-62 в аэропорту Бостона в 1967 году вспоминали историки. Тогда экипаж при посадке самовольно выключил внутренние двигатели – якобы во избежание перелета, так как самолет в посадочной конфигурации имеет очень высокое аэродинамическое качество. В режиме авторотации двигатели «насосали» топлива, которое при запуске на земле выплеснулось из дренажной системы на землю и загорелось. Через час вся Америка обсуждала, что русский самолет загорелся, но, не дождавшись пожарной машины, улетел.
Судьба Ил-62 оказалась счастливой – долгие годы до появления Ил-86 самолет оставался флагманом «Аэрофлота». Ил-62 полюбился и летчикам, и пассажирам, он был символом надежности, авиационной красоты и благородства форм.
Одним из недостатков Ил-62, вскрывшимся в 90-е годы, стала его невысокая эксплуатационная экономичность. Она определила его постепенное моральное устаревание и вывод из эксплуатации в период с 1995 по 2009 год. В декабре 2000 года всего эксплуатировалось 98 самолетов Ил-62М. В СССР на протяжении нескольких десятилетий Ил-62М выполнял функцию борта номер 1, лишь в 1995 году ему на смену пришел Ил-96.
Сегодня несколько десятков Ил-62 в России остаются на хранении, четыре самолета, в свое время переданных Россией, используются в КНДР.
Находящийся в Центральном музее Военно-воздушных сил самолет был построен в сентябре 1966 года. 28 сентября он совершил свой первый полет. Затем в декабре поступил на авиационно-техническую базу Домодедовского объединенного авиаотряда, где начал регулярные рейсы. До мая 1981 года он произвел 4288 полетов с налетом 14891 часов. Был передан в Музей 14 июля 1983 г. Домодедовским ПО ГА Московского ТУГА.



1 февраля 2023 года, в 15:30 состоится концерт «Во имя мира на земле».
28.01.2023

Расширенное заседание художественного совета ЦМ ВВС

45 лет со дня образования Музея Войск ПВО страны

70 лет назад выполнен первый полет бомбардировщика М-4
20.01.2023

16 января 1969 года впервые в мире осуществлена стыковка в космосе
16.01.2023

15 января 1906 года родился Пётр Дмитриевич Грушин
15.01.2023

Московская область отмечает свой «День рождения».
14.01.2023

12 января – день рождения «отца советской космонавтики».
12.01.2023

Первый полёт Ил-12 (с двигателями АШ-82ФН)
11.01.2023

95 лет назад состоялся первый полет самолета У-2 (По-2)
07.01.2023

100 лет назад началось формирование Второй военной школы летчиков
05.01.2023

60 лет со дня первого полета пассажирского самолета Ил-62 с 4 ТРДАЛ-7ПБ, экипаж В.К.Коккинаки
02.01.2023

Новая выставка открылась в музее
27.12.2022

Новогодняя ёлка для детей была проведена в ЦМ ВВС.
24.12.2022

Новогоднюю ёлку организовали в ЦМ ВВС для работников музея

23 декабря 1919 года родился Решетников Василий Васильевич, советский военный лётчик и военачальник
23.12.2022

День основания Центрального Музея Вооруженных сил

День Дальней авиации ВКС России

Научный проект «Памятники науки и техники России»

20 декабря 2022 года в ЦМ ВВС прошла передача детских книг
20.12.2022

Круглый стол по круглой дате провели в ЦМ ВВС.
19.12.2022

«АЛСИБ – героическая воздушная трасса «Аляска-Сибирь-фронт»
14.12.2022

50 лет назад принят на вооружение авиации ВМФ самолёт Ту-142

Розыгрыш подарочных сертификатов
09.12.2022

9 декабря отмечается День Героев Отечества

8-го декабря 1927 года родился Владимир Александрович Шаталов
08.12.2022

Музей в СМИ. Телеканал “Мир-24”. “Нормандия-Неман”.
01.12.2022

Музей в СМИ. Телеканал “ЗВЕЗДА”. Программа “НЕ ФАКТ”.
30.11.2022

Торжественным мероприятием ЦМ ВВС отметил окончание конкурса детского рисунка

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ конкурса детского рисунка «Стражи неба»
18.11.2022

Центральный музей принял у себя Сборную России по прыжкам в воду

Заседание Совета ветеранов прошло в стенах музея.
16.11.2022

Работники музея собрали гуманитарную помощь для участников СВО.
02.11.2022

30 октября 2022 года в музее проведён VIII Географический диктант
31.10.2022

Музей посетили члены сообщества «БРИГАДА ZOV»
30.10.2022

Урок мужества: «ВСЕМ РОССИЮ ЛЮБЯЩИМ»
29.10.2022

Географический диктант Русского географического общества
25.10.2022

Конкурс детского рисунка «Стражи неба»

Открытие выставки, посвященной 100-летию КБ «Туполев»
22.10.2022

Международная Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского
14.10.2022

05 октября 2022 г. в ЦМ ВВС состоялось выездное заседание Совета ветеранов п. Монино
06.10.2022

День образования 8 адон

Коктебель – колыбель отечественного авиамоделизма
Переход на Зимний режим работы с 5 октября 2022 г.
29.09.2022

Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе с юбилеем!
27.09.2022

ЦМ ВВС принял участие в экспозиции выставок в парке «Патриот»

24.09.22 Мероприятие по высадке именных кедров на Аллею Героев-авиаторов
25.09.2022

ЦМ ВВС принял участие в Международном антифашистском конгрессе
24.08.2022

19 августа 1974 года родился Сергей Николаевич Рыжиков
19.08.2022

День открытых дверей «Авиационное Монино»
13.08.2022

110 лет ВВС России
12.08.2022

Музей Авиации посетил легендарный учёный в области авиации Геннадий Ашотович Амирьянц
30.07.2022

ЦМ ВВС посетила группа из «Аэроклуба ВВС»
19.07.2022

Урок мужества, посвящённый 85-ой годовщине со дня начала войны Китая с Японией
15.07.2022

Центральный музей ВВС отметил 80-летие создания легендарного 930 авиаполка военно-транспортной авиации
05.07.2022

Делегация Федерации спортивной гимнастики России посетила ЦМ ВВС
01.07.2022

Сверхмарафон «Дети против наркотиков – я выбираю спорт!» приняли в ЦМ ВВС
28.06.2022

ЦМ ВВС посетила группа авиаторов, принимавших участие в испытаниях и полётах на легендарном Ту-144
23.06.2022

ЦМ ВВС почтил память павших в Великой Отечественной войне
22.06.2022

В ЦМ ВВС открыли выставку о первом в мире беспосадочном перелёте экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в США
18.06.2022

ЦМ ВВС посетила российская команда по синхронному плаванию
15.06.2022

В Музее ВВС в Монино торжественно провели День России
12.06.2022

Открыта уникальная экспозиция «Форма одежды и снаряжение. От пилота-авиатора до космонавта (из фондов ЦМ ВВС)»
10.06.2022

Открытие новой уникальной экспозиции «Форма одежды и снаряжение. От пилота-авиатора до космонавта (из фондов ЦМ ВВС)»
05.06.2022

ЦМ ВВС поздравляет с днём создания Военно-транспортной авиации России
01.06.2022

РУССКИЙ ВИТЯЗЬ
26.05.2022

ЦМ ВВС провел «Ночь в музее»
25.05.2022

Мероприятия «Ночи Музеев» в ЦМ ВВС открыл военный оркестр

Совет ветеранов Монино провёл в ЦМ ВВС заседание, посвященное 30-летию создания организации

В ЦМ ВВС состоялся премьерный показ фильма «1941. Крылья над Берлином»

Военно-исторический русский мотоклуб «Mad Dogs MCC» (Москва) открыл очередной сезон-2022 в ЦМ ВВС
14.05.2022

Самолет Ли-2 из экспозиции ЦМ ВВС стал героем видеосюжета о Знамени Победы
13.05.2022

История отечественной авиации отмечает юбилей конструкторского бюро А.С. Яковлева
12.05.2022

Центральный музей ВВС отметил День Победы
09.05.2022

Волонтёры ЦМ ВВС накануне Дня Победы провели субботник у дома прославленного ветерана авиации Василия Решетникова
30.04.2022

Накануне Дня Победы ЦМ ВВС посетили юные пограничники
29.04.2022

«Юные гагаринцы» (Монино) провели в ЦМ ВВС сбор, посвященный Дню Победы
28.04.2022

Выставка «80 лет подвигу лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева».
27.04.2022

В Центральном Военном госпитале им. А.А.Вишневского рассказали о развитии отечественной авиации
21.04.2022

Открылась выставка, посвященная 120-летию Якова Смушкевича
19.04.2022

14.04.1902 г. родился Я.В. Смушкевич – начальник ВВС
14.04.2022

Мероприятие в поддержку линии Президента РФ
13.04.2022

13.04.1972 г. принят на вооружение истребитель МиГ-25П

Первые демонстрационные полеты вертолетной пилотажной группы «Беркуты»
11.04.2022

ЦМ ВВС и Театр Российской Армии ПРЕДСТАВЛЯЮТ
08.04.2022

Открыта выставка к 80-летию подвига Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева
07.04.2022

30 марта 2022 года, Монино
30.03.2022

3 марта 2022 г. Ту-134А в Музее
03.03.2022

Перевозка Ту-134А
02.03.2022

«Воздушный мост» Россия-Казахстан
25.01.2022

Торжественное мероприятие
15.01.2022

Ёлка в Музее
24.12.2021

Итоги научного мероприятия “Монино авиационное”
09.12.2021

5 декабря День волонтера
05.12.2021

Реэкспозиция открытой площадки музея
04.12.2021

“Космолет будущего” награждение победителей
28.11.2021

Итоги Конкурса детского рисунка “Космолет будущего”
20.11.2021

«Будем жизнью защищать Отчизну…»
к 80-летию формирования женских авиационных полков
07.11.2021

День армейской авиации России
28.10.2021

Высадка 46-го кедра
08.10.2021

В лучших традициях
02.10.2021

18 сентября презентация Аллеи Героев-авиаторов
08.09.2021

Новый экспонат Ан-26
28.08.2021

Передача уникального летального аппарата – многоцелевой летающей лодки Ш-2.
03.08.2021