13.04.1972 г. принят на вооружение истребитель МиГ-25П

Первый отечественный серийный самолет со скоростью полета 3000 км/ч.
МиГ-25 (изделие 84, самолет Е-155П) — советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик третьего поколения. Разработан в конструкторском бюро Микояна и Гуревича.
МиГ-25 – первый в мире серийный истребитель, достигший скорости 3000 км/ч. Многоцелевой самолет, способный решать как разведывательные, так и истребительные задачи. Базовый серийный истребитель-перехватчик МиГ-25П выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом, двухкилевым вертикальным оперением и цсльноповоротным стабилизатором с дифференциальным управлением Около 80% конструкции планера выполнено из стали, 11% – из алюминиевых сплавов, 8% – из титановых сплавов, 1% – из других материалов.

Фюзеляж – типа полумонокок, изготовлен с широким использованием сварки. Крыло – трехлонжеронное, на задней кромке установлены закрылки и элероны. На каждой консоли- аэродинамический гребень. Шасси трехопорное. Колесо большого диаметра, что позволяет эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах. В 1977 г. летчик-испытатель А.Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37650 м, а всего на самолете этого типа установлены 29 мировых рекордов. Самолеты серии МиГ-25 применялись во время сирийско-израильского конфликта в 1982 г., ирано-иракской войны в 1980-1988 гг. и в ходе войны в районе Персидского залива в 1991 г.

МиГ-25П оснащен радиоприцелом РП-25 «Смерч-А» с параболической антенной (угол обзора в горизонтальной плоскости +60′/-60′, угол обзора в вертикальной плоскости 6′, способен обнаруживать маловысотные цели). На истребителях МиГ-25ПД и ПДС установлена импульсно-доплеровская РЛС «Сапфир-25″ (способна сопровождать на проходе до шести целей, угол обзора в горизонтальной плоскости +56′/-56′, угол обзора в вертикальной плоскости 6′); теплопеленгатор, прицел К-10Т, система обнаружения облучения воздушными/наземными РЛС СРО-2М/СР30-2, радиовысотомер РВ-УМ или РВ-4, радиокомпас АРК-10, приемник радионавигационной системы ближней навигации РСБН-6С, аппаратура системы «Лазурь», обеспечивающая выход на цель в автоматическом или директорном режиме по командам АСУ «Воздух-1″, автоматическая система управления САУ-155. Катапультное кресло КМ-1 (КМ-1М) обеспечивает возможность покидания самолета во всем диапазоне высот при скорости 130 – 1200 км/ч.
В 1969 г. на Горьковском авиазаводе (ныне Нижегородском) начат серийный выпуск перехватчиков МиГ-25П. В 1970 г. самолет был официально принят на вооружение авиации ПВО.
В 1978 г. начат выпуск самолета МиГ-25ПД с усовершенствованным БРЭО и ТРДФ, имеющим увеличенный ресурс. В 1979 г. приступили к переоборудованию ранее выпущенных самолетов МиГ-25П в вариант МиГ-25ПДС, соответствующий уровню МиГ-25ПД.
Серийное производство МиГ-25 продолжалось до 1985 г., построено 1186 самолетов МиГ-25 всех модификаций (включая и разведывательные варианты самолета). На МиГ-25 установлено 29 мировых рекордов (14 из них не превзойдено на начало 1993 г.). Применялся в локальных конфликтах (в частности, в войне в районе Персидского залива 1991 г.). Состоит на вооружении войск ПВО ряда стран СНГ, а также Алжира, Ливии, Сирии и Ирака.

Модификации самолета МиГ-25:
Перехватчики:
МиГ-25П («изделие 84», 1969 год) — базовая модель. Первый полет прототипа Е-155П состоялся в 1964 году.
МиГ-25ПУ (1972 год) — учебно-боевой вариант. Несколько машин привлекались для космической программы «Буран». Рекордный вариант обозначался Е-133.
МиГ-25М (Е-155М, 1974 год) — опытный вариант с новыми двигателями «Р15БФ2-300» тягой по 13500 кгс, отличающихся лучшей экономичностью. Модернизация должна была повысить высотные и скоростные характеристики перехватчика, поднять скороподъемность, рубежи перехвата, дальность и продолжительность полета. Серийно не выпускался.
МиГ-25МП (Е-155МП, «изделие 83», 1975 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями «Д-30Ф6», БРЛС «Заслон», новой системой вооружения. Серийно не строился, послужил прототипом МиГ-31.
МиГ-25ПД («изделие 84Д», 1978 год) — истребитель-перехватчик. Установлен радиолокатор «Сапфир-25» с вычислителем АВМ-25, способный обнаруживать цели с ЭПР более 10 м² на расстоянии 100 км, автоматически сопровождать их на дальности 75 км, сопровождать «на проходе» до 6 целей с углом обзора в горизонтальной плоскости ±56 градусов и в вертикальной плоскости 6 градусов, имеющий улучшенные возможности для обнаружения целей на фоне земли. Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1. Увеличилась дальность пуска модернизированных в 1975 году ракет «воздух-воздух», получивших обозначения Р-40РД и Р-40ТД. Так же в состав вооружения включены ракеты малого радиуса действия Р-60 (позднее Р-60М), которые в количестве 4-х штук можно подвешивать под внешние пилоны вместо 2-х ракет Р-40ТД с помощью специальных сдвоенных направляющих. Нормальная взлетная масса увеличилась до 34920 кг, а максимальная — до 36720 кг. На новом самолете можно было подвесить ПТБ емкостью 5300 л. Дальность полета со сверхзвуковой скоростью (М=2,35), без ПТБ, с 4-мя Р-40 составляла 1250 км; с дозвуковой скоростью — 1730 км. С использованием ПТБ дальность возрастала до 2400 км. Самолет достигал высоты 19000 м за 6,6 мин, а его практический потолок составлял 20 200 метров. Истребители МиГ-25ПД внешне отличались удлиненной носовой частью, закрывающей аппаратуру БРЛС. Новый самолет получил модернизированные двигатели «Р15БД-300» с ресурсом, увеличенным до 1000 ч, обеспечивающие привод более мощных генераторов трехфазного тока. Серийно выпускались в Горьком.
МиГ-25ПДС (1978 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с заменой БРЛС «Смерч» (РП-25) на «Сапфир-25» (С-25), двигателя «Р15Б-300» на «Р15БД-300», части другого оборудования, а также обеспечения применения ракет Р-40ДР/ДТ и Р-60. По типу МиГ-25ПДС дорабатывались ранее выпущенные самолеты МиГ-25П.
МиГ-25ПДСЛ (1977 год)[39] — модифицированный истребитель-перехватчик, оснащенный станцией предупреждения об облучении «Береза-ЛМ», станцией активных помех «Гардения-1ФУ» (в подвесном контейнере) и устройствами отстрела пассивных помех. По типу МиГ-25ПДСЛ дорабатывался ранее выпущенный самолет МиГ-25ПДС. Серийно модификация не выпускалась.
Разведчики:
МиГ-25Р (Е-155Р, «изделие 02», 1964 год) — высотный разведчик. Предназначался для проведения оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот. Состав фотооборудования — четыре А-70М и один топографический А-Е/10. В килях размещались дополнительные топливные баки. Позже все разведчики были доработаны под бомбовое вооружение.
МиГ-25РУ («изделие 39», 1970 год) — двухместный учебно-тренировочный вариант[39].
МиГ-25БМ (1983 год) — самолет прорыва ПВО. Всего было выпущено менее 40 единиц. Основное вооружение — 4 ракеты Х-58 с пассивной радиолокационной головкой четырех поддиапазонов и станция обнаружения целей «Сыч-М». Мог нести ракеты с ЯБЧ малой мощности. После нанесения удара по РЛС противника из стратосферы, обеспечивались условия действий других родов авиации на оперативную глубину (до 500 км от линии фронта). После распада СССР были уничтожены на авиабазе «Барановичи» в Беларуси (1993?).
МиГ-25РБН (1972 год) — ночной фоторазведчик с аэрофотоаппаратами НАФА-75, станцией «Вираж» и фотоосветительными бомбами ФОТАБ-100-140 под крылом. По типу МиГ-25РБН переоборудовались ранее выпущенные самолеты МиГ-25РБ.
МиГ-25РБТ («изделие 02Т», 1979 год) — самолет радиотехнической разведки с установленной более надежной и легкой станцию общей радиотехнической разведки «Тангаж» вместо станции РТ-разведки «Вираж». Сохранял ограниченные ударные возможности. Носовая обшивка — из диэлектрика, с установленным справа радаром бокового обзора с радиусом действия более 200 км. Развитие модели Миг25-РБ.
МиГ-25МР — разведчик погоды. Предназначался для метеорологических наблюдений и отличался спецоборудованием и отсутствием фотоаппаратов и станций «СРС-4». По типу МиГ-25МР переоборудовались ранее выпущенные самолеты МиГ-25РБ.
Тактические разведчики-бомбардировщики:
МиГ-25РБ («изделие 02Б», 1970 год) — одноместный всевысотный самолет оперативной разведки и бомбардировщик. Фотоаппаратура по типу МиГ-25Р, станция радиотехнической разведки СРС-4А. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 4000 кг (4-8 ФОТАБ-100-80, 8 ФАБ-500М-62). Для автоматического бомбометания по заданным координатам использовалась навигационная система «Пеленг-Д» (на последующих модификациях — «Пеленг-ДМ»). Носитель ядерного оружия. Строились серийно два года. В 1972 году четыре машины испытывались в реальных боевых условиях арабо-израильского конфликта.
МиГ-25РБВ (1970 год) — одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик с более эффективной станции общей радиотехнической разведки «СРС-9» вместо станций «СРС-4А/Б». Вооружение аналогично Миг-25РБ. Восемь самолетов этого типа было оснащено аппаратурой «Высота» с контейнером радиационной разведки ФУКА (фильтровальная установка) для слежения за ядерными испытаниями. По типу МиГ-25РБв дорабатывались ранее выпущенные самолеты МиГ-25РБ, строились серийно в 1973—1979 гг.
МиГ-25РД («изделие 99», 1976 год) — опытный вариант разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными турбореактивными двигателями «Д-30Ф-6». Серийно не выпускался.
Серийное производство МиГ-25 продолжалось до 1985 г. В 1977 г. летчик-испытатель А.Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37650м, а всего на самолете этого типа установлены 29 мировых рекордов.
Самолеты серии МиГ-25 применялись во время сирийско-израильского конфликта в 1982 г., ирано-иракской войны в 1980-1988 гг. и в ходе войны в районе Персидского залива в 1991 г.
Многоцелевой истребитель МиГ-25 (Е-266) изготовлен 31 декабря 1966 года. После принятия ОТК авиазавода и заказчиком самолет был признан годным для летных испытаний с гарантийным ресурсом 250 летных часов в течение 2,5 лет. Первый полет на нем выполнил 30 марта 1967 года летчик-испытатель Л.И. Миненко, последний 8 июня 1973 года – А.В. Федотов. Общий налет составил 197 часов. 23 августа 1973 года самолет передали учебной базе ВВИА имени Н.Е. Жуковского, а в сентябре 1979 года, – в музей ВВС. Музейный экспонат имеет сертификат Памятника науки и техники России. В июне 1988 года произведен мелкий ремонт и покраска самолета бригадой рабочих из г. Запорожье.
Самолет МиГ-25, созданный в ОКБ А.И. Микояна в начале 1964 года, ознаменовал собой достижение наивысшей скорости, возможной (и целесообразной) для атмосферных летательных аппаратов. Летчик-испытатель А.В. Федотов. Была решена проблема длительного полета в условиях сильного аэродинамического нагрева с применением жаропрочных материалов. После испытаний машину выпускали в вариантах разведчика, ударного самолета и перехватчика.
На базе самолета МиГ-25 сделали летающую лабораторию для отработки снижения и захода на посадку многоцелевого воздушно-космического корабля «Буран» и для сопровождения его при приземлении. В 1965-1978 годы на МиГ-25 установлены 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе три абсолютных рекорда. Выпущено МиГ-25 более 1200 экземпляров.

День открытых дверей «Авиационное Монино»
13.08.2022

110 лет ВВС России
12.08.2022

Посещение летательных аппаратов в летний период
11.08.2022

Конкурс детского рисунка «Стражи неба»
07.08.2022

ЦМ ВВС поздравляет с праздником – Днём ВДВ
02.08.2022

ЦМ ВВС поздравляет с Днём Военно-Морского Флота
31.07.2022

Музей Авиации посетил легендарный учёный в области авиации Геннадий Ашотович Амирьянц
30.07.2022

ЦМ ВВС посетила группа из «Аэроклуба ВВС»
19.07.2022

Урок мужества, посвящённый 85-ой годовщине со дня начала войны Китая с Японией
15.07.2022

14 июля 2022 г. состоится открытие выставки “Сталинские соколы в небе Китая”
12.07.2022

Центральный музей ВВС отметил 80-летие создания легендарного 930 авиаполка военно-транспортной авиации
05.07.2022

В ЦМ ВВС действует открытая выставка о первой в мире женщине, осваивавшей реактивную авиацию
01.07.2022

Делегация Федерации спортивной гимнастики России посетила ЦМ ВВС

Сверхмарафон «Дети против наркотиков – я выбираю спорт!» приняли в ЦМ ВВС
28.06.2022

ЦМ ВВС посетила группа авиаторов, принимавших участие в испытаниях и полётах на легендарном Ту-144
23.06.2022

ЦМ ВВС почтил память павших в Великой Отечественной войне
22.06.2022

В ЦМ ВВС открыли выставку о первом в мире беспосадочном перелёте экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в США
18.06.2022

ЦМ ВВС посетила российская команда по синхронному плаванию
15.06.2022

В Музее ВВС в Монино торжественно провели День России
12.06.2022

Открыта уникальная экспозиция «Форма одежды и снаряжение. От пилота-авиатора до космонавта (из фондов ЦМ ВВС)»
10.06.2022

Открытие новой уникальной экспозиции «Форма одежды и снаряжение. От пилота-авиатора до космонавта (из фондов ЦМ ВВС)»
05.06.2022

ЦМ ВВС поздравляет с днём создания Военно-транспортной авиации России
01.06.2022

РУССКИЙ ВИТЯЗЬ
26.05.2022

ЦМ ВВС провел «Ночь в музее»
25.05.2022

Мероприятия «Ночи Музеев» в ЦМ ВВС открыл военный оркестр

Совет ветеранов Монино провёл в ЦМ ВВС заседание, посвященное 30-летию создания организации

В ЦМ ВВС состоялся премьерный показ фильма «1941. Крылья над Берлином»

Военно-исторический русский мотоклуб «Mad Dogs MCC» (Москва) открыл очередной сезон-2022 в ЦМ ВВС
14.05.2022

Самолет Ли-2 из экспозиции ЦМ ВВС стал героем видеосюжета о Знамени Победы
13.05.2022

История отечественной авиации отмечает юбилей конструкторского бюро А.С. Яковлева
12.05.2022

Центральный музей ВВС отметил День Победы
09.05.2022

Волонтёры ЦМ ВВС накануне Дня Победы провели субботник у дома прославленного ветерана авиации Василия Решетникова
30.04.2022

Накануне Дня Победы ЦМ ВВС посетили юные пограничники
29.04.2022

«Юные гагаринцы» (Монино) провели в ЦМ ВВС сбор, посвященный Дню Победы
28.04.2022

Выставка «80 лет подвигу лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева».
27.04.2022

В Центральном Военном госпитале им. А.А.Вишневского рассказали о развитии отечественной авиации
21.04.2022

Открылась выставка, посвященная 120-летию Якова Смушкевича
19.04.2022

14.04.1902 г. родился Я.В. Смушкевич – начальник ВВС
14.04.2022

Мероприятие в поддержку линии Президента РФ
13.04.2022

13.04.1972 г. принят на вооружение истребитель МиГ-25П

Первые демонстрационные полеты вертолетной пилотажной группы «Беркуты»
11.04.2022

ЦМ ВВС и Театр Российской Армии ПРЕДСТАВЛЯЮТ
08.04.2022

Открыта выставка к 80-летию подвига Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева
07.04.2022

30 марта 2022 года, Монино
30.03.2022

3 марта 2022 г. Ту-134А в Музее
03.03.2022

Перевозка Ту-134А
02.03.2022

«Воздушный мост» Россия-Казахстан
25.01.2022

Торжественное мероприятие
15.01.2022

Ёлка в Музее
24.12.2021

Итоги научного мероприятия “Монино авиационное”
09.12.2021

5 декабря День волонтера
05.12.2021

Реэкспозиция открытой площадки музея
04.12.2021

“Космолет будущего” награждение победителей
28.11.2021

Итоги Конкурса детского рисунка “Космолет будущего”
20.11.2021

«Будем жизнью защищать Отчизну…»
к 80-летию формирования женских авиационных полков
07.11.2021

День армейской авиации России
28.10.2021

Высадка 46-го кедра
08.10.2021

В лучших традициях
02.10.2021

18 сентября презентация Аллеи Героев-авиаторов
08.09.2021

Новый экспонат Ан-26
28.08.2021

Передача уникального летального аппарата – многоцелевой летающей лодки Ш-2.
03.08.2021