Главная / Самолет Ту-2

Самолет Ту-2

 Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2

Созданный в СССР в канун Второй мировой войны конструкторским бюро А. Н. Туполева. В ночь с 9 на 10 января 1941 первый опытный экземпляр «самолета 103» (номер бригады Туполева в тюремном КБ) доставили на Щелковский аэродром, а 29 января 1941г. Летчик – испытатель М.А. Нюхтиков впервые поднял машину в воздух, впоследствии ставшую лучшим советским бомбардировщиком Второй мировой войны. На заводе№ 166 в Омске началась подготовка к серийному выпуску. В марте 1942г вышел приказ наркома авиационной промышленности о присвоении самолету 103 индекса Ту-2- в честь его создателя. За годы войны с начала первого боевого применения осенью 1942г., когда 1-й авиационный полк с заводского аэродрома вылетел на фронт, было построено 2527 самолетов Ту-2 различных модификаций.

Самолет Ту-2 цельнометаллический фронтовой бомбардировщик, с убирающимися шасси, закрытыми кабинами и двухкилевым оперением, с двумя двигателями АМ-34 конструкции А.М.Микулина водяного охлаждения мощностью 1400 л.с. каждый. Максимальная скорость 610км/час, Потолок -9900 м. Дальность – 2000 км. Но из-за нехватки двигателей АМ-34 был перепроектирован по двигатель серийный воздушного охлаждения АШ-82 ФН мощностью 1850л.с.

В 1943г. Самолет Ту-2ВС (войсковой стандартный) был запущен в серию. Максимальная скорость 547 км/час. Потолок -9500м. Дальность полета- 2100км. Экипаж 4 человека. Вооружение: 2 неподвижные пушки калибром 20 мм по 150 снарядов на каждую для защиты передней полусферы и 3 турельных подвижных пулемета калибром 12,7мм с боезапасом по 250 патрон каждый. Бомбовая нагрузка 1000-3000кг. Кабины были хорошо защищены от пуль и осколков броневыми плитами, общая масса брони -244кг. Экипаж- четыре человека.

Самолет выпускался и с 57 мм пушкой, с устройством «Параван» для отсечки аэростатов заграждения. Строился и для дальней авиации.

В 1944году авиадивизия особого назначения на Карельском фронте совершила три массированных налета на доты линии Маннергейма, заставив навсегда замолчать многие огневые точки. В Белоруссии, её мощные удары сполна ощутили на себе немецкие солдаты из группы армии «Центр». Самолеты успешно воевали в Польше и Восточной Пруссии, участвовали в освобождении Варшавы, громили форты Кенигсберга. Участвовали в Берлинской наступательной операции, уничтожали последние очаги сопротивления гитлеровцев.

Известные лётчики (экипажи), сражавшиеся на Ту-2

Чесноков Ф.С., Гаврилов В.Я., Скок И.Л., Лебедев В.С. и многие другие. Первым боевым заданием Федора Чеснокова на новом участке фронта стало фотографирование полосы укреплений противника на Зееловских высотах. Затем последовали бомбардировочные полеты на выявленные цели. «Видимость — ужасная! Полку дважды пришлось возвращаться, не выполнив задания. На 1500 метрах видно только под собой; один самолет еще может выполнить задание, но не полк. В одном из вылетов самолеты атаковали 16 немецких истребителей, а сопровождение у нас — 4 «Яка». Отстреливались из пушек — и после боя ни одной царапины».

В 1946 году на самолет-бомбардировщик Ту-2 впервые в нашей стране были установлены первые реактивные двигатели НИИ-1. Самолет получил наименование Ту-12. В феврале 1948 года были проведены государственные испытания модифицированных самолетов с антиобледенительным устройством и 4-х лопастными винтами АВ-9вф-2. Ту-2 служил в составе советских ВВС вплоть до начала 1950-х годов, когда на смену ему пришел реактивный Ил-28.

Находящийся в музее самолет получен в ветхом состоянии без двигателей 21 ноября 1958г. из п/я 3910. В музей доставлен буксировкой тягачом по шоссе.

Реставрирован ремонтной группой ОКБ А.Н. Туполева совместно с сотрудниками реставрационной мастерской Музея ВВС в 1974-1975г.г.