Главная / Пикирующий фронтовой бомбардировщик Пе-2

Пикирующий фронтовой бомбардировщик Пе-2

Пе-2

Пикирующий фронтовой бомбардировщик.

Разработан конструкторами и инженерами во главе с В. М. Петляковым в специальном КБ НКВД, СКБ-29 в середине 1938 года. Пе-2 был создан на основе опытного высотного истребителя (ВИ-100). 22 декабря 1939 года в Жуковском его поднял лётчик-испытатель НИИ П.М. Стефановский.

4 июня 1940 года в наркомате авиапромышленности посчитали целесообразным поставить в серию этот самолёт в варианте пикирующего бомбардировщика (ПБ-100).

Осенью 1940 года ПБ-100, переименованный в честь его создателя в Пе-2. В Красной Армии получил прозвище «Пешка». Начало эксплуатации – 1941 год. Снят с производства в 1945 году. Произведено 11 247 ед. Снят с вооружения в конце сороковых годов.

Особенности компоновки самолёта. Пе-2 — цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и двухкилевым оперением. На крыльях были установлены решётчатые тормозные аэродинамические щитки-решетки, которые выпускались автоматически при вводе самолета в пикирование и так же автоматически убирались при выводе. Оперение состояло из двух половин: цельнометаллического переставного стабилизатора с рулями высоты и двух килей-шайб с рулями направления. Стабилизатор имел два положения – полётное и взлётно-посадочное.

Экипаж три человека: командир, штурман и стрелок-радист. Масса пустого самолета – 5840 кг, нормальная взлётная масса – 7550 кг, максимальная взлётная масса – 8500 кг.

Силовая установка: два мотора М-105Р(РА) или М-105ПФ конструкции В.Я. Климова, мощностью по 1100 л.с. Запуск производится от сжатого воздуха.

Максимальная скорость до 540 км/час – лишь на 30 км/час меньше, чем у Ме-109Е. Потолок: 9000 метров, дальность полета: 1200 км. Топливо располагалось в девяти бензобаках, фюзеляжном и восьми крыльевых. Все баки цельносварные и протектированы сырой резиной.

Полная заправка составляла — 1484 литра. Все баки имели систему заполнения нейтральным газом (охлаждённые и очищенные выхлопные газы моторов).

Бомбардировочное вооружение. Нормальная бомбовая нагрузка — 600 кг, максимальная — до 1000 кг. Для прицельного бомбометания штурман использовал дневной прицел ОПБ-1М и ночной НКПБ-3. При бомбометании с пикирования бомбы сбрасывал летчик, у которого стоял прицел ПБЛ-1.

Бомбометание с пикирования было возможно только с наружной подвески.

Стрелковое вооружение – Пе-2 образца 1941 года – 3 ШКАС калибра — 7,62 мм. На последующих модификациях Пе-2 у командира было установлено два неподвижных курсовых пулемёта, правый пулемёт Березина калибра 12,7 мм. с боекомплектом 200 патронов с дальностью стрельбы до 400 метров и слева пулемет ШКАС. У штурмана стоял пулемет Березина (БТ), у стрелка-радиста снизу кабины под фюзеляжем установлен крупнокалиберный пулемет Березина турельный и ручной переносной пулемет ШКАС. Часть самолетов вооружались реактивными снарядами РС-82 (8 штук). Стрелять можно было залпами по 2 или 4 реактивных снаряда.

Боевое применение.

Первыми с января 1941 года в ВВС КА на Пе-2 перевооружился 95 БАП 46-я САД. С 1941 применялся в Белостокско-Минском и в Смоленском сражениях. С 5 июля 1941 года приступил к боевой работе под Смоленском 410-й БАП особого назначения под командованием полковника А. Кабанова, созданный по решению И.В. Сталина из наиболее опытных кадров испытателей НИИ BBC. 40-й БАП ВМФ в сентябре-декабре 1941 года наносил удары по немецким войскам, рвущимся к Севастополю.

Завершающим этапом боевого применения Пе-2 стало участие в войне против Японии. По состоянию на 9 августа 1945 года на Дальнем Востоке было сосредоточено 555 Пе-2.

Известные лётчики (экипажи), сражавшиеся на Пе-2.

Дважды Герой Советского Союза (23 ноября 1942 года, 26 апреля 1945 года, посмертно) генерал-майор авиации Полбин Иван Семёнович — командир 6-го гбак, одним из первых оценил истребительные возможности Пе-2. Лично выполнил на Пе-2 комплекс сложного пилотажа. Будучи еще командиром 150 бап обучал экипажи полка бомбометанию с пикирования, а затем отработки новых приемов применения Пе-2 «Вертушка». Совершил 52 вылета на Пе-2 в дневное и ночное время. 11 февраля 1945 года экипаж в составе командира 6-го гбак гвардии генерал- майора И.С. Полбина, главного штурмана 6-го гбак гвардии подполковника М. К. Зарукина, флагмана стрелка гвардии старшины В.С. Орлова, возглавляя восьмерку Пе-2 81 гбап, при бомбардировки войск и техники противника, с пикирования с замкнутого круга, погибли (кроме старшины В.С. Орлова) смертью храбрых в бою под крепостью Бреслау (Польша).

125 женский Борисовский гбап имени ГСС Марины Расковой прошел путь от Волги до берегов Балтийского моря. Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, летчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, на Северном Кавказе, на Орловско-Курском направлении, на участке Богушевск-Орша. Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии, где и встретил Победу. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками 5 летчиц полка – командир 1-й АЭ гвардии майор Надежда Федутенко, штурман АЭ гвардии майор Галина Джунковская, командир 2-й АЭ капитан Клавдия Фомичева, заместитель командира АЭ капитан Мария Долина и старший лейтенант Антонина Зубкова – 18 августа 1945 года были удостоены звания Героя Советского Союза.

Пе-2 был популярен у летчиков, он навечно вошел в историю авиации, как самый массовый советский двухмоторный фронтовой бомбардировщик.

Сегодня самолет-ветеран – легендарная «пешка», грозная боевая машина, громившая гитлеровские войска в Великой Отечественной войне, один из главных экспонатов ЦМ ВВС РФ. Он был собран из остатков трех бомбардировщиков, служивших мишенями. Доставлен в музей 14 августа 1959 года.