Главная / Экспертное заключение

Экспертное заключение

Экспертное заключение об историко-культурном, музейном, научном значении музейных предметов коллекции «Фотографии и негативы» научно-технической библиотеки Центрального музея Военно-Воздушных сил.

История формирования коллекции фотографий и негативов музея ВВС начинает свое существование с началом работы нашего музея.

В конце 40-х годов, командованием Краснознаменной Военной Воздушной Академии в целях сохранения истории вклада авиации в разгром гитлеровской Германии было принято решение о сборе документов, фотодокументов, самолетов, личных предметов, относящихся к истории авиации.

Руководством музея ВВС отправлялись письма в различные воинские части, военные училища, участникам войны, конструкторским бюро, с просьбой, переслать в музей фотографии отображающие историю развития авиации, историю формирования военных училищ, историю создания конструкторских бюро.

Отсылались письма Героям Советского Союза, участникам войны, с просьбой выслать свои личные фотографии и фотографии, отображающие боевые действия воинских частей, в которых они принимали участие в период боевых действий.

Все адресаты считали своим долгом, для сохранения истории отечественной авиации, истории своих воинских частей, своей личной истории о вкладе в разгром фашизма, прислать в единственный, на тот период, музей Военно-Воздушных сил, фотографии. Эти фотографии представляли собой наглядное отображение результатов развития авиационной науки и техники, участия Воздушных Армий в боевых операциях, будней личного состава летных подразделений.

На данный период коллекция «Фотографии и негативы насчитывает 11720 ед. и состоит из фотографий трех подколлекций:

«Персонального фонда» — 7700 ед.

«Авиационная техника» — 2463 ед.

«Тематическая фототека» — 1557 ед.

В каждой из подколлекций хранятся фотодокументы, имеющие огромное историческое значение.

В «Персональном фонде» имеются фотографии Героев Советского Союза- авиаторов:

Громова Михаила Михайловича

— выдающегося летчика- испытателя, участника воздушных перелетов, командующего 1- ой Воздушной Армии

Красовского Степана Акимовича— участник Гражданской войны, командующего 2-ой Воздушной Армии, начальника КВВА, инициатора организации музея ВВС для сохранения истории авиации и истории участия военных летчиков в разгроме гитлеровской Германии

Никитин Сергей Никитович- участник Гражданской войны, организатор Красного Воздушного Флота, который занимался обучением летного состава для Социалистического Государства и так далее.

Фототека «Авиационная техника» представлена фотодокументами по истории развития самолетостроения. Фотографии прослеживают конструктивные особенности самолетов от дореволюционной России до послевоенного периода. В фототеке показаны самолеты таких конструкторов как: Гаккель Я. М., Григорович Д.П., Гризодубов С.В., самолетами акционерного общества воздухоплавания Лебедева В.А. «Лебедь» 1914-1918гг., Сикорского И.И.

Самолетостроение 20-х, 30-х, 40-х годов и послевоенного периода представлено фотографиями самолетов и вертолетов выдающихся конструкторов: Ильюшина С.В., Бериева Г.М., Архангельского А.А., Микояна А.И., Петлякова В.М., Поликарпова Н.Н., Туполева А.Н., Яковлева А.С., Камова Н.И., Миля М.Л. и другими.

В фототеке «Тематическая» хранятся фотодокументы отображающие различные периоды истории нашего государства, в которых принимала активное участие советская авиация. «Тематическая фототека» представлена такими темами как: Досоветский период, Гражданская вона, период мирного социалистического строительства, участие советских летчиков в локальных военных операциях 20-х, 30-х годов, участие Воздушных Армий и авиационных соединений во всех операциях Великой Отечественной войны. Коллекция фотодокументов послевоенного периода отображает развитие авиации и авиационной промышленности.

На данный период большинства участников Великой Отечественной войны уже нет с нами и фотографии становятся единственными наглядными документами прошедшей героической эпохи- эпохи становления Социалистического Государства с развитой промышленностью, поднявшейся из разрухи Гражданской войны. Авиационная промышленность вобрала в себя самые передовые инженерные разработки своего времени.

Все эти события отобразились на фотографиях и негативах, хранящихся в нашей фото-неготеке, которая на данный период является научно-вспомогательным фондом.

Хранение фотографий и негативов соответствует требованию инструкции по хранению музейных предметов данной коллекции: фотодокументы хранятся в отдельных деревянных шкафах, каждому снимку соответствует свой негатив и инвентарная карточка, негатив хранится в отдельном бумажном конверте без доступа дневного света. Что позволит еще длительное время использовать фотографии и негативы для формирования экспозиции музея, формирования выездных выставок, оказание помощи в подборе фотографий для написания книг, авторам, которые пишут об истории Российской авиации.

В дальнейшем музею все тяжелее будет находить фотодокументы, относящиеся к истории развития Российской авиации, авиационной техники, персональным фотографиям-