Главная / Дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30)

Дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30)

ДБ-3 (ЦКБ-30)

Дальний бомбардировщик, разработанный в ОКБ-39 под руководством С. В. Ильюшина. В 1933 году было организовано КБ авиазавода № 39, где начальником стал С.В. Илюшин, одновременно он руководил бригадой №3, которая получила задание разработать бомбардировщик с большим радиусом действия, бомбовой нагрузкой и высотностью. Прототип скоростного дальнего бомбардировщика с заводским обозначением ЦКБ-26, был построен за год. Он был с цельнодеревянным фюзеляжем, металлическим крылом и горизонтальным оперением, без вооружения. Летом 1935 года лётчик-испытатель В. К. Коккинаки поднял его в небо. Летные испытания подтвердили высокие летно-технические данные самолета. На опытном БДД В. Кокинаки впервые в СССР выполнен петлю Нестерова на двухдвигательном самолете. Летом 1936 года самолет поступил на испытания в ГОСНИИ ВВС.

Однако не дожидаясь завершения испытаний самолет запустили в серию под обозначением ДБ-3С. В августе он был принят на вооружение ВВС КА. В этом же году коллектив получил правительственное задание разработать для ВМФ на базе ДБ-3 самолет-торпедоносец берегового базирования ДБ-3Т, который мог нести на наружной подвеске торпеду типа 45-36 АН (авиационная низковысотная) или типа 45–36 АВ (авиационная высотная) с массой боевого заряда 200 кг. и общей массой торпеды 940 кг.

В 1937 году бомбардировщики ДБ-3С начали поступать в строевые части ВВС, а с 1938 года – в авиацию ВМФ. В 1938 году самолётами ДБ-3 были вооружены три воздушные армии ВВС КА и авиабригады морской авиации. Период серийного производства 1936 – 1945 г. г. Количество выпущенных самолетов ДБ-3С, ДБ-3Б – 1528 ед. (1936–1940 г. г.), Ил–4 (ДБ–3ф) – 5256 ед. (1939 – 1945 г.г.) Итого – 6784 ед. Снят с вооружения. Конец эксплуатации – 1952 год.

Особенности компоновки Дб-3:

Тонкий двояковыпуклый профиль крыла, для увеличения несущей способности которого, была применена взлетно-посадочная механизация. Улучшена форма фюзеляжа, при отказе одного двигателя он мог продолжать даже горизонтальный полет, а при нормальной полетной массе 7000 кг. мог выполнять полет с набором высоты и развороты в сторону как работающего, так и отказавшего двигателя.

ДБ-3 совместно с СБ активно участвовали в боевых действиях в Китае. Летом 1939 года с аэродрома Тайшинсы города Ченду боевые задачи выполняли две авиагруппы по 12 самолетов ДБ-3С —командиры капитан Г.А. Кулишенко и капитан Н.А. Козлов.

В 1940 году бомбардировщики ДБ-3 вступили в боевые действия в военном конфликте с Финляндией.

В начале 1941 года авиационные армии были расформированы и созданы пять армейских корпусов. Экипажи на ДБ-3А, ДБ-3Б, ДБ-3Т и ДБ-3ф первыми в начальный период ВОВ нанесли бомбовые удары по военно-промышленным объектам и аэродромам Восточной Германии и союзницы фашисткой Германии – Финляндии. Затем активно принимали участие в нанесении ударов по немецким танковым частям, мотопехоте и живой силе противника на всем протяжении советско-германского фронта, а также Балтийском, Черноморском и Северном флотах.

В этот очень сложный период для нашей страны, многие экипажи при выполнении боевых задач проявили мужество и героизм. Так, 26 июня 1941 года, экипаж командира 2-й АЭ 207 бап капитана Н.Ф. Гастелло на ДБ-3А, при бомбардировки бронемашин на марше в районе Молодечно-Родошковичи и экипаж командира ДБ-3Т 1-го МТАП мл. лейтенанта П.С. Игашева (30 июня) при бомбардировки переправы под Двинском, совершили героические подвиги – огненные тараны, направив свои подбитые, горящие самолеты на скопление авто-мотоколоны фашистов. Экипаж П. Игашева в этот день в одном полете, совершил первый в истории мировой авиации два тарана, первый – воздушный, уничтожил Ме109Е, второй наземный огненный таран.

В августе 1941 года в ответ на бомбардировку фашистами Москвы, авиагруппа морской авиации из 15 ДБ-3 под командованием полковника Е.Н. Преображенского нанесла ответный удар по Берлину. 13 августа 1941 года все члены экипажей были награждены орденами и медалями СССР, а командир авиагруппы Е. Преображенский, его штурман капитан П. Хохлов, командиры отрядов: капитаны В. Гречишников, М. Плоткин и А. Ефремов были удостоены звания ГСС. Всего авиагруппа Е. Преображенского 10 раз штурмовала Берлин, последний вылет состоялся 04 сентября 1941 года.

За годы Великой Отечественной войны более 20 тысяч авиаторов отмечены орденами и медалями, 273 удостоены звания ГСС, а шести авиаторам бомбардировочной авиации это звание присвоено дважды: Александр Игнатьевич Молодчий, Васи́лий Васи́льевич Сенько́- штурман, Павел Андреевич Таран, КРЕТОВ Степан Иванович, Евге́ний Петро́вич Фёдоров. 31.12. 1942 года в 748 дбап добавилось сразу шесть ГСС. Летчики А. Гаранин, А. Краснухин, Г. Несмачный, С. Полежаев и штурман эскадрльи С. Куликов стали ГСС, а А.И. Молодчий – дважды ГСС.

Экспонированный в музее ДБ-3 был найден в Уссурийской тайге в 120 километрах от города Комсомольска на Амуре. В сентябре 1988 года его на Ил-76 доставили на авиазавод города Иркутска. Восстановили (сборка во главе с В.П. Зеленковым) и 12 декабря 1989 года на транспортном самолете Ан-22 перевезли в наш музей.